Немного о безопасности

md+motorcycles_use_caution_sign.jpgТравка еще не зеленеет, но солнышко уже блестит. Зима в Москве в этом году была какая-то странная, а вот март самый что ни на есть настоящий, ночью – зимний, а днем – весенний.

Знаю, что подготовка к сезону идёт вовсю. Резина, экипировка, тюнинг, покраска, замена масла — дел много, времени мало. И всё-таки стоит выкроить время и заняться собственной безопасностью. Современный мотоцикл очень опасная штука, чтобы с ним справиться нужны навыки, а навыки идут от головы.Я считаю, что перед каждым сезоном мотоциклист должен обязательно перечитать «Уличные стратегии» и желательно – «Технику спортивной езды». Очень полезно иметь книгу «Искусство вождения мотоцикла» и (именно «и», а не «или») «Мотоцикл для начинающих». Убеждён, что книги будут полезны не только начинающим водителям, но и опытным байкерам — повторенье мать ученья, освежить знания и навыки еще никому не мешало.

Потом, во время сезона, нужно постоянно анализировать своё катание с точки зрения знаний, полученных из книг. Ну и работать над собой — исправлять и выявлять ошибки, не давать им закрепиться и превратиться в автоматизмы, от которых очень трудно избавляться (знаю по себе).Позвольте мне дать несколько советов. Они не уникальны, каждый есть в книгах, упомянутых выше. Просто лично мне они кажутся наиболее важными, потому что в первую очередь касаются меня.

Не выпендривайтесь на дороге.

Улицы города — не место для самоутверждения. Вы подвергаете опасности не только себя, но и других. В силу огромной энерговооруженности байка мотоциклист является субъектом на дороге, то есть именно он определяет как будут развиваться события в ближайшие минуты. Это большой соблазн. И если с ним не справиться, то субъектность может перейти к гаишникам или врачам.

  • Не стартуйте со светофора как Росси на Гран При, все и так знают, что вы тут самый динамичный. Просто с пересекаемой дороги может кто-то мчаться на тот глубокий желтый, который не такой уж и красный.
  • Не влетайте в поворот слишком быстро — разгоняться всегда легче, чем тормозить, особенно в наклоне. Пристреляный поворот в городе совсем не то, что на треке. Поливалка нагнала песка, кто-то сбил собаку, кто-то потерял глушитель, пешеход вышел — в городе поворот меняется со временем. Чем ниже скорость, тем больше у вас возможностей для маневра.
  • Не надо станта на улицах. Просто поверьте — не надо. Оставьте это ютюбовским роликам.
  • Не гоняйте по дворам. Допустим, ваш путь от подъезда до улицы составляет 200 метров. Если вы едете 5 км/ч, то он займет у вас 144 секунды. Если вы едете 100 км/ч, он займет 7 секунд. То есть экономия времени составит 137 секунд, чуть больше двух минут, а в реальности даже меньше, всё-таки сотню никто по двору не ездит. При этом во дворе возможностей для аварии больше, потому что обзор гораздо хуже, чем на улице, а народ не ожидает опасности и гуляет расслаблено. Вы готовы ради экономии двух минут времени рискнуть жизнью или здоровьем соседа, который внезапно выйдет из-за припаркованного джипа?

Хотите почертить коленкой в повороте? В Москве есть Лидер, наверняка в других городах тоже есть что-то похожее. Решили покататься на заднем колесе? Найдите закрытую площадку. А еще лучше — займитесь кроссовой/внедорожной ездой. Возможностей навалом, адреналин бочками, параллельно растёт физподготовка, да еще и обходится дешевле кольцевых гонок.

Считайте себя невидимым

Лет десять назад Володя Зяблов (который Босс) сказал мне: «Frank, катайся так, как будто тебя никто не видит, а тот кто видит — хочет убить». Довольно трудно привить себе поведение человека-невидимки, зато очень полезно.

  • Мотоцикл, как правило, быстрее потока и активно в нем маневрирует. Даже дисциплинированый водитель, который смотрит в зеркала при маневрах, может вас не увидеть и перестроиться прямо вам вбок.Причина проста — когда он смотрел в зеркало, вас там ещё не было.
  • Эргономика современных машин ушла далеко вперед, зеркала обеспечивают отличную обзорность — машина в соседнем ряду, исчезнув в зеркале, становится видна боковым зрением. Люди привыкают к хорошему и перестают крутить головой при перестроениях. Но мотоцикл меньше машины и легко спрячется в мёртвой зоне. А поскольку поворотники у нас включают далеко не все и не всегда, ехать рядом с другой машиной очень опасно.
  • В США большинство ДТП с участием мотоциклистов приходится на тех, кто при повороте налево не пропускает байк, двигающийся прямо. У нас немного по другому организовано движение, так что процент может быть ниже, но последствия одинаково опасны. Почему так происходит, ведь тут мотоцикл отлично виден, неужели они и вправду хотят нас убить? Причин две. Во-первых, фара мотоцикла выше фар машины, поэтому он кажется как бы «ближе к горизонту», то есть дальше от перекрестка. Во-вторых, мы оцениваем скорость сближения с предметом по изменению угловых размеров, а фара у байка одна (ну или две рядом), то этот способ не работает. То есть водитель машины ясно видит, что вы далеко и едете медленно, и спокойно начинает поворачивать. Всегда бойтесь поворачивающих налево.

Готовьтесь к худшему

Паранойя — очень полезное качество для мотоциклиста. Всегда лучше перебдеть, чем недобдеть.

  • Если дорога кажется вам скользкой, значит так и есть.
  • Всегда одевайте всю защиту. Всегда — значит всегда, даже когда вы едете в гараж на соседней улице.
  • Всегда держите пальцы на рычаге переднего тормоза, но приучите себя не хвататься за него слишком резко, а тормозить, наращивая усилие быстро и плавно. Нужно тренировать максимально эффективное торможение в каком-нибудь тихом месте.
  • Не шнуркуйтесь в замедляющемся потоке. Cкорее всего, машины притормаживают из-за какого-то препятствия, не стоит подлетать к нему слишком быстро
  • Если в припаркованной машине сидит водитель, то он откроет дверь, когда вы подъедете поближе.
  • Если кто-то едет медленно, то он либо ищет адрес, либо говорит по телефону, либо высматривает пассажиров на обочине. А это значит, что его маневры будут резкими и непредсказуемыми.
  • Держитесь подальше от грузовиков, у них огромные мертвые зоны.

Внимание

Никогда не ослабляйте внимания за рулем и направляйте его на правильные вещи. Посмотрите ролик. Если кто не знает английского — там нужно посчитать количество пасов, сделанных командой белых.

Посчитали? А теперь посмотрите ролик еще раз, только не считайте пасы. Уверен, в первый раз вы не заметили этого медведя, несмотря на его лунную походку. Ролик снят, чтобы призвать водителей замечать велосипедистов, но хорошо показывает всем нам, как важно правильно распределять внимание. Например, когда я выезжаю с примыкающей дороги (например с бабочки на МКАДе), то часто уделяю слишком много внимания зеркалам, и слишком мало ситуации впереди. Я подсознательно считаю, что машины впереди меня тоже ускоряются, а ведь это может быть и не так.

  • Не катайтесь с наушниками, подключенными к плееру или телефону. В городе у вас нет лишнего внимания на музыку и тем более на разговоры, на трассе всё равно ничего толком не слышно даже в хорошем шлёме. Кроме того, звуки могут много рассказать о ситуации на дороге или о состоянии мотоцикла, не стоит пренебрегать этой информацией
  • Не отвлекайтесь на длинноногих красавиц, билбоды с рекламой женского белья и последнюю модель феррари.
  • Думайте за всех участников движения. Это трудно объяснить словами, но почему-то и как-то со временем начинаешь понимать, что сделает тот или иной водитель. Однако для получения этого знания обязательно нужно сосредоточитья на вождении.
  • Плохое настроение, усталость, болезнь рассеивают внимание (про алкоголь и не говорю, это просто табу). Если ехать нужно, будьте предельно острожны и не гоните.
  • Смотрите подальше, но не забывайте и про ситуацию вблизи. Учитесь постоянно переносить внимание, не ослабляя его.

Резюмируя — поменьше самоуверенности, побольше самокритики и всё будет хорошо. Мотоцикл — сильная и опасная вещь, к нему нужно относиться с уважением, как, например, к оружию.

Берегите себя.

Немного о безопасности: 3 комментария

  1. А ведь действительно медведя неотфильтровал))) потрясающе!!! Согласен со всем что было сказано. Очень хорошая статья получилась.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *