ABS? ABS!

bmw-brakes.jpgСпоры интернет-общественности по поводу АБС ведутся с момента появления этой системы на коммерческих моделях мотоциклов, то есть больше 20 лет. Подозреваю, что споры эти можно смело отнести к холиварам. Сразу скажу — сам я сторонник антиблокировочной системы, потому особенно внимательно вчитываюсь в аргументы противников. Кстати сказать, в рунете людей, серьёзно отрицающих АБС довольно немного, особенно по сравнению в западными форумами.

Кто-то считает, что АБС это дорогое решение несуществующей проблемы, кто-то говорит, что она напрочь убивает чувство мотоцикла, кому-то кажется, что она только увеличивает тормозной путь. Считаю, что если кратко резюмировать аргументы противников системы, то хватит двух слов: «не круто». Если человек говорит, что АБС ему не нужна, он тем самым говорит, что с его мастерством сможет без неё остановиться быстрее. Так ли это, сейчас попробуем разобраться.

Но для начала позвольте мне поделиться личным и неличным опытом. В прошлом сезоне АБС в боевых условиях срабатывала у меня однажды (я не считаю случаи, когда сам доводил её до включения, тренируя экстренное торможение). На третьестепенной разбитой дороге, засыпанной песком, передо мной стала оттормаживаться старенькая Камри, у которой не работали задние фонари, а стекло, за которым прятался центральный стоп-сигнал было наглухо затонировано. Тормозил он немотивированно для меня — то ли остановиться хотел, то ли яму увидел. За рулём к тому времени я был уже больше 7 часов, то есть усталость притупила внимание. Короче говоря, начало торможения я пропустил и понял, что происходит, слишком поздно. В панике я вцепился в ручку тормоза и мотоцикл начал замедляться, причём я даже смог отклониться от столкновения на обочину, выиграв себе недостающий метр дистанции. Убеждён, если бы у меня не было АБС, я бы разложился. А убеждён я потому, что уже падал в такой ситуации.

Теперь про неличный опыт. Я уже приводил в этом блоге цитату из книги Ника Йенача, но, как говаривал Ленин, «хорошее повтори и ещё раз повтори». Вот что пишет бывший победитель американских кольцевых чемпионатов, а ныне инструктор гоночной школы Фредди Спенсера:

«Анитблокировочные системы, или АБС, появились на мотоциклах в 80-х годах. Онии реально снижают вероятность блокировки колеса при торможении на сложных покрытиях. Я впервые столкнулся с такой системой на тестах BMW K100 в Берлине. Организаторы кое-где присыпали рулежные дорожки аэродрома песком и проложили трассу таким образом, что торможение начиналось на асфальте, а продолжалось на песке. Первые несколько торможений подняли пульс журналистов до предельного, но со временем мы поняли, что система работает, и доверились ей.

С тех пор системы АБС становились все совершеннее. Стоить ли покупать такую систему? Конечно, стоит. Даже на сухом асфальте и прогретых шинах нужно быть настоящим мастером, чтобы победить электронику.»

На самом деле окончательный ответ был дан ещё в сентябре 1992 года, когда на рынке были всего 7 моделей с опционными АБС — пять BMW, Honda ST 1100 и Yamaha FJl200. Именно тогда в журнале MCN вышла статья Майкла Нибоуна, основателя и бессменного руководителя Iron Butt Association, под названием «Безошибочное торможение: Реальное сравнение антиблокировочных систем». В статье, правда, постоянно упоминается какой-то журнал под названием RR, разъяснений по этому поводу найти в интернете не удалось, ну да не это главное.

Для начала 10 добровольцев — владельцев BMW с АБС — в течении 8 месяцев ездили с блокнотом, куда они заносили все случаи срабатывания системы и параметры торможения — состояние покрытия, погодные условия, экстренное или нет, помогла АБС или нет. В конце участники теста должны были высказать своё мнение о полезности системы. Восемь из девяти оставшихся участников сочли, что система помогла им избежать падений и аварий.

Затем группа из шести подопытных мотоциклистов откатала тесты на торможение в реальных условиях пустынной промзоны. В группу вошли 6 человек — Racer (гонщик, участвующий в гонках на выносливость на треках), Mileman (айронбаттонец), Road Rider (сотрудник журнала), Tourer (мототурист с личным пробегом более 110 000 км), Mech (мотомеханик с личным пробегом 60 000 км) и Newguy (новичок с личным пробегом менее 7000 км). Хотя экспертная группа замеряла торможения на разных покрытиях, они сочли, что наибольшую ценность представляет следующая конфигурация — мотоциклисты разгоняются до 60 миль в час (96,5 км/ч) и тормозят на 350-ти футовом (106 м) отрезке асфальта, пресечённом листом металла, прикрывающий траншею с трубами. В таблице показаны результаты для Yamaha FJR 1200, Хонда и Бимер показали похожие цифры. Тормозили тремя способами — без АБС, с АБС и только с АБС, то есть водитель, не думая ни о чём, тупо жал на рычаг изо всех сил. Вот что получилось (я перевёл футы в метры).

Торможение на сухом асфальте


Racerбез ABS48 м
с ABS50 м
только ABS51 м
 
Milemanбез ABS55 м
с ABS52 м
только ABS51 м
 
Road Riderбез ABS49 м
с ABS50 м
только ABS49 м
 
Tourerбез ABS57 м
с ABS51 м
только ABS51 м
 
Mechanicбез ABS61 м
с ABS52 м
только ABS52 м
 
Newguyбез ABS55 м
с ABS51 м
только ABS51 м

Видно, что только Гонщик перетормозил АБС, Мотожурналист выступил на том же уровне, остальные тормозили хуже.

Потом асфальт и железяку залили водой из брандспойта, и тесты провели снова. Вот что получилось на этот раз.

Торможение на мокром асфальте


Racerбез ABS91 м
с ABS64 м
только ABS59 м
 
Milemanбез ABS99 м
с ABS73 м
только ABS61 м
 
Road Riderбез ABS85 м
с ABS62 м
только ABS60 м
 
Tourerбез ABS>107 м
с ABS72 м
только ABS64 м
 
Mechanicбез ABS>107 м
с ABS77 м
только ABS64 м
 
Newguyбез ABS>107 м
с ABS66 м
только ABS64 м

abs2.jpgЛегко заметить, что никто даже близко не смог приблизиться к результатам с ABS. Заметьте, это самое первое поколение систем, у Хонды и Ямахи гидравлика тогда срабатывала всего 10 раз в секунду, у БМВ и того меньше — 7 раз. По словам тестеров, Бимер, в отличие от японцев, даже успевал сжимать и разжимать переднюю подвеску в такт срабатываний системы, пугая водителей. Уже второе поколение систем компании BMW полностью избавилось от этой проблемы. Посмотрите на график, по-моему всё ясно без слов.

В третьем — текущем поколении — бмвешная система включает себя и traction control, то есть борется не только с юзом при торможении, но и с пробуксовкой на разгоне. Справделивости ради надо сказать, что та древняя Хонда ST 1100, которая принимала участие в тестах 1992 года, тоже умела бороться с пробуксовкой. А сейчас Хонда ставит специальную систему ABS даже на свои спорт-байки.

Есть в интернете и современные исследования. Вот, например, доклад, прочитанный на конференции по мотобезопасности в марте 2006 года Донованом Грином, сотрудником National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA), организации, которая регулирует все аспекты автомобильной Америки — от тестов на безопасность до ПДД. В конце две таблицы — торможение по сухому и мокрому асфальту на пустых и гружёных мотоциклах. На первый взгляд, результаты близки, а при использовании только одного из тормозов на FJR1300 тестер смог перетормозить систему и на «мокром» торможении. Но во-первых, обратите внимание на начальную скорость — 48,3 км/ч (30 миль в час). А во-вторых, в обоих табличках в столбике «c ABS» стоит средний результат, а в столбике «без ABS» — лучший. В результате, мистер Грин делает следующее заключение:

«…На мотоцикле без ABS водителю требуется много попыток, чтобы достичь максимального замедления мотоцикла. С ABS водитель сразу начинает тормозить с максимальной эффективностью, как на гружёном, так и на пустом мотоцикле. Тем не менее, водитель не должен ослаблять внимания при торможении с ABS, поскольку система не умеет определять нестабильность динамических параметров, например, отрыв заднего колеса от асфальта. В этом случае, водителю придётся ослабить давление на рычаг, чтобы избежать падения…

Аварийное торможение — довольно редкий манёвр в реальном мире. Достижение наиболее эффективного замедления зависит от множества параметров — погоды, состояния покрытия, состояния и типа тормозов и шин мотоцикла и от опыта водителя…

Однако, результаты тестов недвусмысленно показывают, что ABS позволяет всем водителям получить максимальное замедление в любое время».

А вот доклад Страхового института дорожной безопасности США (Insurance Institute for Highway Safety), опубликованный в январе этого — 2010 — года. На основе исследований этой организации страховщики создают свои программы, а потом отвечают по ним своими деньгами, так что данным, думается, можно доверять. Институт проанализировал статистику 2003-2008 годов и выяснил, что водители мотоциклов с ABS попадают в аварии со смертельным исходом на 37% реже, получают травмы на 30% реже, и обращаются за выплатами на ремонт байков на 22% реже, чем те, кто ездит на мотоциклах без ABS.

Ну и наконец — кино. Конечно, ваш мотоцикл скорее всего не оснащён этими забавными боковыми колёсиками, поэтому весёлого аттракциона не получится. Обычный мотоцикл без ABS просто ляжет на бок в момент блокировки переднего колеса и дальше поедет на боку, так что опыт лучше не повторять.

Итак, по моему глубокому убеждению, не стоит вопрос «могу ли я позволить себе мотоцикл с ABS?» Правильный вопрос звучит так: «могу ли я себе позволить ездить без ABS?»

Дискрлеймер — всё вышесказанное не относится к эндуро и кроссовым мотоциклам.

ABS? ABS!: 7 комментариев

  1. Для того что б понять хорошо АБС или это зло, мне кажется надо понимать как оно работает. Что же оно такого делает, что я перелапатив весь ру нет, не мог получить ответа на Свои вопросы. И вот так сказать суммировав все что нашел, пришел к пониманию как эта штука работает, и как с ней обращаться.

    1. Я описывал свой опыт в статье на мото.ру про АБС. Возьму оттуда цитату: «И снова, не выжимая сцепления, жму на задний и передний тормоза. Идеально! Мотоцикл начинает почти резко тормозить НЕ блокируя колеса.»; «Начинаю тормозить на мокром асфальте с заездом на снег. Так сказать с плохого покрытия на совсем отвратительное ;-) Полная остановка. Откатываю мотоцикл так, что б не испортить след от переднего колеса и смотрю следы. Да, перед передним колесом наблюдается небольшой сугробик, но следы от колеса отчетливы, то есть оно шло на самом пределе сцепных свойств!!!»

    В обоих случая ни разу не сработал удар АБС. Но мы же прекрасно понимаем, что чуткости моих рук все равно не хватит что б не заблокировать, а именно эффективно на мокром льду остановить мотоцикл. Что же случилось? Работала ли АБС?

    Как оказывается работают автомобильного типа АБС. Берем самые продвинутые. Оказывается они меряют скорость всех колес, и то колесо которое начинает медленнее остальных крутиться они приотпускают. Таким образом они второе вот это колесо заставляют вращаться с той же скоростью, что и остальные.

    Когда я не выжав сцепление начал тормозить задним тормозом, то я по оборотам мотора слышал, как тормоза борются с мотором и снижение происходит плавно, и когда в это же время я прижал передний тормоз, то АБС стала ювелирно нивелировать движение переднего колеса ровняясь на заднее.

    Теперь про сугробик перед передним колесом. Создатели АБС задались вопросом, почему АБС гораздо менее эффективно тормозит на сыпучих поверхностях, чем даже заблокированные в хлам колеса. Оказалось, что заблокированные колеса наметают перед собой горочку сыпучего грунта/снега и об него останавливаются. Теперь АБС стало временно позволять почти полную блокировку колес. Когда я тормозил на гравии, то отчетливо видел вылетающие вперед из под колес гравий, а сзади ощущал легкий снос колеса, впрочем быстро корректирующийся без моего вмешательства.

    Что же за стуки мы слышим когда срабатывает АБС.

    Я тут давеча провел эксперимент: Разогнался по прямой до 70 км/ч но даже и не думал включить 2-ую передачу. Впереди стояли люди я должен был оттормозиться. Какое же было мое изумление, когда я панически выключил сцепление и до упора вдавил по тормозам. Начало срабатывать АБС. Характерные стуки, под колесами Летит вперед гравий, грязь скользит, и я уже мысленно проклял себя. Я слишком быстро летел на людей. Мотоцикл остановился в 20 метрах(!) от людей. Затем, я прогнал по этой же дороге когда там не было людей. Я с легкостью на 50-60 перешел на 2-ую передачу. И с тех же 70-ти эффективно оттормозился без панического выжима сцепления и конечно же без сробатывания АБС. Кстати, остановился уже за 25 метров перед тем местом где должны были находиться люди. То есть эффективнее АБС 2-ого поколения? Что это было?

    А было вот что. Наличие людей вызвало у меня срабатывание Инстинкта Самосохранения. И хотел я того или нет я вдавил до паники тормоза. АБС «знает», что это ошибка пилота и панически стремиться исправить мою ошибку. Но я продолжаю жать на тормоза до паники. И тормоза делают что могут при излишне высоком давлении в контурах. Постоянно подблокировывая колеса и тут же восстанавливая их движение на скользком грунте. Я не буду говорить про эффективность этих мощнейших тормозов.

    Что было бы со мной без АБС. Мгновенная бокировка переднего колеса и тут же мгновенное падение. Впрочем с 30, на этой дороге я уже падал блокируя переднее колесо Урала. Начало торможения с 50, позволяло мне эффективно снизиться, но как только попадал на кусок с гравием, у меня уже не хватало сило воли приотпустить переднее колесо и с 30-ти-20-ти я не минуемо падал.

    Так вот АБС, менее эффективно тормозит, когда срабатывает Второй порог срабатывания АБС, рассчитанный на спасения запаниковавшего человека. Но именно что Спасает(это ключевое слово).

    Но почему я отторозился эффективно до срабатывания АБС, с тех же скоростей? Как вы заметили, мне легко удалось перейти на 2-ую передачу, я был абсолютно спокоен. И я не выжимая сцепление начал торможение обоими тормозами. А как мы заметили по торможению на льду, оно более эффективно, чем когда колотит отбой АБС’а.

    То есть во втором более эффективном торможении АБС то же работало, но с человеком совместно, а не по своей «панической» программе спасения. И как следствие более гибко работала.

    2. Теперь про интеграцию тормозов переднего и заднего. Походя очередной поворот на скорости за 100 по ТТК в Москве. Я решил поэкспериментировать. Я нажал только на один задний тормоз в повороте и приличном наклоне. Признаюсь легкий холодок пробежал по спине, когда мотоцикл нех=отя продолжал держать траекторию, но так неувереено, что его все же начало сносить на внешнюю сторону нужной полосы. Я точно знаю, передний тормоз включился, но очень… очень слабо. Тогда я начинаю жать рычаг переднего тормоза, и о чудо мотоцикл буквально мгновенно приобретает гибкость и я его с легкостью возвращаю на нужную мне траекторию.

    Когда же я тормозил только передним тормозом, то чувствовал, мотоцикл дубенеет в поворотах. Вроде бы держит более охотно траекторию, но становится совершенно не возможно куда ни будь направить руль. Когда же я чуть прижал таки лапку заднего тормоза, то о чудо, мотоцикл стал послушен как дитя…

    Выводы: АБС спасает при паническом нажатии, что рано или поздно произойдет. 2. АБС работает ВСЕГДА, как только вы начали процесс торможения используя тормоза. 3. АБС лучше всего работает с человеком совместно. 4. Тормозить надо Уметь.5. Интеграция помошник, но раздельное торможение очень полезно. 5.1. В лесу и на светофорах приятно выкинуть ноги, тормозить до болной остановки только передом, и знать, что задний тормоз с передним не дадут тебе отклониться глупо подскользнуться при полной остановке.

  2. Авиатор, приветствую вас! Сколько лет, сколько зим!

    Насчёт АБС.

    >>> Оказывается они меряют скорость всех колес, и то колесо которое начинает медленнее остальных крутиться они приотпускают.
    >>> Да, перед передним колесом наблюдается небольшой сугробик, но следы от колеса отчетливы, то есть оно шло на самом пределе сцепных свойств!!!

    Не так оно работает, в том то и дело что нельзя ориентироваться на какое-то другое колесо. Просто когда колесо слишком сильно замедляется и почти перестаёт вращаться, гидравлика чуть-чуть приотпускает давление в контуре и снова его накачивает. А сугробик получился потому, что АБС отключается при достижении некоей минимальной скорости, колесо на последних метрах блокируется и получается сугробик.

    >>> Что же за стуки мы слышим когда срабатывает АБС.

    А это не кардан молотит?

    >>> Я точно знаю, передний тормоз включился, но очень… очень слабо.

    Дружище, вы же кажется на ГСе ездите. Там полуинтегральная система, при нажатии на педаль передний тормоз не срабатывает. Дело в том, что на грунте есть приёмы, которые требуют строго заднего тормоза, без переднего. Вот на ГСе и сделали, что передние тормоза включают задний, а задний не включает передние.

    >>> 3. АБС лучше всего работает с человеком совместно.

    Это правда. Человек, в отличие от системы, видит дорогу впереди и может прогнозировать поведение мотоцикла. Поэтому мастера и перетормаживают систему иногда.

  3. Здрасти, здрасти… ;-)

    Я дам 3 ссылки. В третье интересны комментарии…
    http://www.bmwgtn.ru/carsystem/abs.php
    http://www.bmwgtn.ru/carsystem/abs2.php
    http://avtonov.svoi.info/abs.htm

    1. Правильно. ТО колесо которое медленне крутится и будет приотпускаться. Если заднее стабильно крутиться при торможении, а переднее будет проскальзовать, то его и будет преотпускать.

    2. Про сугробик… вот видео в которрых отчетливо видно, как колеса на воде все время подблокировываются http://www.youtube.com/watch?v=MtPnz7x8hNA&feature=PlayList&p=2DB02C2F0BC2CE92&playnext_from=PL&playnext=1&index=38

    3. Нет, это молотит не кардан.

    4. Я езжу на r 1150 R. То есть на R модификации. У меня полная интеграция.
    5. Нет не потому что человек видит дорогу, а потому что АБС корректирует работу человека, а не «Спасает».

  4. Авиатор, дружище, конечно приотпускается то колесо (или колеса), которые готовы заблокироваться. Я просто хотел подчеркнуть, что система рассматривает вращения колёс независимо. А то я неправильно понял 4-й абзац вашего первого комментария, подумал, что вы хотите сказать, будто система подстраивает скорость «медленного» колеса под «быстрое». Прошу прощения за misunderstanding :)

  5. Столкнулся с человеком ездящим плотно на автомобилях более 12-ти лет. Первая машина ШеНива, потом Субару 2005-ого года. И вот сейчас Вольво 2007-ого года. Все джипоподобные

    Две последних машины с АБС’ом. Что интересно, после ШеНивы человек точно говорит, что так и не научился точно прогнозировать тормозной путь Субары. Постоянно щелкало АБС’ом. С Вольво уже гораздо проще. Но все равно в ШеНиве торможение было гораздо прогнозируемей.

    У меня при переходе с Урала на БМВ 2001 с АБС’ом не вызвало вообще никаких сложностей.

    Это наводит на размышление, что АБС у мотоциклов БМВ гораздо «умнее» и приятнее, чем у авто…. Дальше мысль останавливается…

  6. АБС ёто прежде всего возможность рулить при торможении. С заблокированными колёсами машина становится неуправляемой, а мотоцикл падает. Эффективность по сравнению с не-АБС хорошо показывает табличка. То есть подготовленный профессионал на тестах побеждает робота. Получится ли победить у обычного мотоциклиста на реальной дороге? Уверен, что нет.

    Да и потом в проклятом буржуинстве буржуины не спят. Система совершенствуется, появляются новые поколения, уже и антибукс ставится на серийные мотоциклы. Оно и правильно, безопасность превыше всего.

    А вы часто до срабатывания АБС дотормаживаете?

  7. Единичные случаи, когда я засекаю его срабатывание. Ну вот на мкрой травке и размякшем в лужах щебенке. И пожалуй в этом году оно меня спасло, тогда я слышал Визг переднего колеса, пришлось уйти на встречную обочину… Потери управления не было.

    Реально разницы между Уралом не замечаю. Ну если только соображаю, что он эффективнее оттормаживается, ну то и понятно, ведь, у него совсем Другие тормоза.

    Меня просто удивило, что на машинах, оно более тупое ;-)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *