Пилоты, гонщики и боксёры прекрасно знают, насколько важно уметь правильно смотреть. Взгляд, направленный не туда, помешает посадить самолёт, войти в поворот или нанести победный удар. Разве что жокеям на это наплевать, потому что лошадь сама смотрит куда надо.
Классический пример — target fixation — известен всем. Мотоцикл едет туда, куда смотрит водитель. Если он смотрит мимо препятствия — он его объедет. Если же в панике взгляд цепляется за преграду — результат будет менее радужным.
Второй пример, тоже хорошо всем известный — направление взгляда в повороте. Если вы смотрите «близко», вам трудно прописать траекторию. Если вы смотрите «низко», вам кажется, что вы едете слишком быстро. Вроде и мотоцикл в слабом наклоне, и держак отличный, и водитель много раз уже проходил такие повороты, а посмотрел не туда — и поворот кажется слишком крутым, и скорость слишком высокой.
Этими двумя примерами «зрительные проблемы» не исчерпываются. Давайте посмотрим, что ещё мы можем здесь улучшить.
1. Тормозной путь должен быть меньше поля зрения
В англоязычной литературе есть такой термин «sight distance». Это расстояние, на которое просматривается желаемая траектория. Думается, по-русски лучше всего подходит термин «поле зрения». Так вот, очень важно, чтобы тормозной путь с данной скорости при данных дорожных условиях был меньше поля зрения. Перегиб дороги, поворот, дождь, туман — всё это сокращает видимость, а значит нужно сбросить скорость. Казалось бы — очевидная вещь. Но лично мне приходится держать это в голове постоянно, некоторые ситуации, кажущиеся безобидными, на самом деле довольно коварны.
Например — солнечный день, знакомая и пустая дорога, длинный пологий поворот, как приятно не сбрасываясь заложить мотоцикл! Но кусты внутри поворота скрывают выход из него, а там как раз гружёный грузовик с примыкания выезжает. Неприятно. Лучше всё-таки зайти помедленнее, а открыться, когда весь поворот будет просматриваться. В конце концов, в наклоне проще набирать скорость, а не экстренно тормозить.
2. Выбор позиции в потоке и на дороге
Если перед вами едет автобус или фура — держитесь левее и смотрите за помеху. Во-первых, вы сможете заранее увидеть, что поток впереди тормозит, а во-вторых, избежите фиксации взгляда, если фура вдруг задумает остановиться.
Если держаться левее не получается (узкая дорога, плотная встречка) — просто увеличьте дистанцию. Элементарная геометрия, хорошо знакомая вратарям — чем ближе объект, тем большую площадь он перекрывает. Отпустите фуру подальше, чтобы видеть встречку и обочины.
Если нельзя ни сместиться, ни отстать — не гоните и приготовьтесь к торможению. Особенно это касается маневрирования в потоке. Видите вдруг, что кто-то бодро меняет полосу и скрывается за автобусом — не стоит сломя голову ломиться за ним. Может он уже оттормозился и стоит неподалёку, может он нырнул в дырку, которая уже закрылась — вам это не известно. Особенно это касается перестроений в правые ряды и на обочины, где кто-то может менять колесо или разглядывать карту. Случаи быстрых манёвров в непросматриваемые зоны известны, хороших среди них нет.
Перед правым поворотом смещайтесь левее, перед левым — правее. Так вы сможете дальше видеть траекторию. Кстати, левые повороты всегда просматриваются лучше, чем правые, ширина встречной полосы работает на вас.
Перед слепыми примыканиями смещайтесь левее, тогда вы сможете раньше заметить выезжающую машину. Особенно это полезно в провинции, в деревнях примыкания часто ограничиваются заборами, а водители часто не считают нужным крутить головой («машина тут у меня, у Михалыча и у кума, Михалыч второй день пьёт, а кум в город вчера уехал, чего там смотреть»).
3. Смотрите как можно дальше
Американские инструкторы учат курсантов оценивать расстояния в секундах. Звучит диковато, но смысл в этом есть. В идеале, вы должны видеть дорогу на 12 секунд вперёд, то есть до того места, где вы окажетесь через 12 секунд, если будете ехать с данной скоростью. Минимумом считается 5 секунд.
На скорости 60 км/ч мотоцикл проходит 17 метров за секунду. Скорость реакции у всех разная, но в любом случае на осознание ситуации и создание аварийного плана уйдёт на меньше секунды, а то и двух. Таким образом, всё что находится перед вами в 17 или даже 34 метрах уже не будущеe, а прошлое. На скорости 100 км/ч это расстояние увеличивается до 28-56 метров. Вдумайтесь в эти цифры.
Для справки — за пять секунд мотоцикл проходит 83 метра при 60 км/ч и 139 метров при 100 км/ч. Двенадцать секунд дают нам расстояние 200 и 333 метра соответственно.
Отдельный момент — езда в колонне. Смотрите на дорогу, а не на товарища впереди. Товарища, конечно, тоже надо контролировать, но боковым зрением, не фиксируя на нём внимания. По себе знаю, когда едешь за кем-то, невольно начинаешь видеть только его спину, причём ситуация кажется вполне безопасной. Это иллюзия, а иллюзии причиняют боль.
4. В повороте держите голову горизонтально
У большинства людей восприятие мира искажается, если они смотрят на него под углом. Помимо прочего, нарушается способность правильно оценивать расстояния. Это мой случай и, возможно, ваш. Поэтому я в повороте не наклоняю голову вместе с корпусом, а изгибаю шею, чтобы смотреть горизонтально.
5. Чаще смотрите в зеркала
Есть у нашего мозга ещё одна недобрая особенность, называется она память. Вот вы стрельнули в зеркала, сзади справа никого, а через пару секунд кто-то перед вами резко тормозит. Мозг знает, что справа свободно и понуждает вас перестроиться именно туда. Не поддавайтесь на провокации, убедитесь в этом ещё раз перед манёвром.
6. Проверьте зрение
Зрение слабеет постепенно, человек может не замечать этого годами. Сходите к врачу, возможно вам пора надеть очки или сменить очки на более мощные. Сейчас многие салоны оптики имеют в штате окулиста, его услуги для клиентов бесплатны, нет ни одной причины не воспользоваться этой услугой.
Ну и напоследок хотелось бы отметить, что все вышеперчисленные приёмы должны стать привычными, а для этого их нужно практиковать в каждой поездке. Если, не дай Бог, случилась аварийная ситуация, спросите себя не только «не быстро ли я ехал?» и «не нужно ли мне подучиться тормозить?», но и «туда ли я смотрел?» и «видел ли я достаточно далеко?». Берегите себя!
Сергей ты как всегда молодец :)
нужны вещи описаны правильным языком, всегда полезно освежить в голове :)
Спасибо на добром слове, дружище. Покрасил коника? Фотки пришлёшь?
Я свежий байкер, на 500 кубовом спорт-туристе, учился у пресловутых американских инструкторов в колледже, который обучает также и управлению мотоциклом с 1963 года. Отличное обучение (посоветовал друг «москвич», уже бывалый байкер с многолетним стажем, который приехал сюда и тоже снова закончил эти курсы), все что вы пишите тут правда: про секунды, контруление, экстренное торможение, правый и левый повороты, вождение в дождь и приоритет на безопасности в стандартных городских условиях. Я, как бейби-райдер, с огромным удовольствием читаю ваши строки и благодарю за повторение и напоминание того, что часто забывается! Хочу сказать что мотоцикл требует предельного внимания и если на машине, как меня учили еще дома, нужно думать за другого, то на мотоцикле нужно думать дважды-трижды! Спасибо за блог!
Андрей, спасибо на добром слове! Шершавой дороги и keep the rubber side down!