Чего только не встретишь в этих ваших интернетах. Бродил по мотосайтам и наткнулся на прекрасное — команду стантрайдеров под названием «Сиэттлские казаки».
Команда эта была основан в апреле 1938 года, причём в ней не было не только ни одного казака, но даже ни одного иммигранта из России. Но отцы-основатели знали, что казаки самые умелые кавалеристы, а поскольку байки часто называют железными конями, они и взяли себе такое название.
Внимательное изучение стартовой страницы показывает, что команда по сути является клубом. Правила членства довольно жёсткие, новичка принимают только при наличии рекомендаций от действующих членов и только при наличии собственного исправного винтажного Харлея. Передвигаются все только на таких аппаратах, самый новый из них был выпущен в 1949 году, а самый старый — в 1930-м. Кроме того, члены клуба обязаны посещать все тренировки, прогульщиков безжалостно изгоняют. Судя по составу, прогульщиков там немного — один из членов состоит в клубе уже 46 лет, старейшему казаку недавно стукнуло 74 года.
Помимо списка мероприятий и фотогаллереи, на сайте вывешены советы по безопасности, являющиеся грамотной компиляцией советов MSF (Motorcycle Safety Foundation). По мере скромных сил я решил перевести эти советы, чтобы читателям сайта долгими зимними вечерами могли почитывать список, в рамках подготовки к новому сезону. А он не за горами!
1. Считайте себя невидимым
Для большинства участников движения вы человек-невидимка. Никогда не предпринимайте манёвр, предполагая, что вас видят, даже если вы с другим водителем только что посмотрели друг другу в глаза.
2. Будьте деликатны
Попытки лечить или подрезать придурка на дороге плохо начинаются и ещё хуже заканчиваются. Представьте вместо него свою бабушку, а потом подумайте ещё раз, прежде чем начать лечение.
3. Одевайтесь для падения, а не для плавания или прогулки
Конечно, салон H-D только в пяти минутах езды. И никто не планирует сегодня подхватить асфальтовую болезнь. И да — в защите жарко. Но ничто не является оправданием поездки в майке и шортах.
4. Надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему
Эта машина совершенно точно повернёт налево прямо перед вами, даже не включив поворотник.
5. Оставьте своё я дома
Даже если вы будете самым быстрым на дороге, это оценят только два человека — гаишник и судья.
6. Соберитесь
«Классная реклама нижнего белья.» «Хром надо бы полирнуть.» А тем временем вы едете прямо к неприятностям. Сосредоточьтесь!
7. Зеркала показывают не всё
Перед поворотом или перестроением всегда крутите головой, чтобы убедиться в безопасности маневра.
8. Будьте терпеливы
Особенно если собираетесь выйти на обгон, тронуться с обочины или влиться в поток. Невидимая опасность ещё опаснее. Подарите себе секунду-другую чтобы её рассмотреть.
9. Следите за скоростью
Мчаться в два раза быстрее потока или прошивать стоячую пробку со скоростью пули — значит напрашиваться на неприятности.
10. Берегитесь обочин и выездов на трассу
Мусор как правило валяется по краям — все эти пакеты, саморезы, антенны, глушители, даже стремянки. Если вам нужно проехать по обочине, внимательно смотрите под колёса.
11. Машины, поворачивающие налево на перекрёстках, по-прежнему являются главными убийцами мотоциклистов
Не ждите, что кто-то вас пропустит. Они тоже хотят успеть на зелёный.
12. Сначала думайте, потом действуйте
Камри перед вами еле плетётся? Подумайте, прежде чем начать обгон, чтобы не приехать в водительскую дверь.
13. Берегитесь летящих на «розовый»
Первые несколько секунд после смены сигнала светофора — самые опасные. Прежде чем выехать на перекрёсток, посмотрите налево и направо.
14. Смотрите в зеркала
Перед каждым перестроением, замедлением или остановкой смотрите в зеркала и будьте готовы освободить место в случае, если на него претендует кто-то ещё.
15. Держите дистанцию
Помните автошколу? Одна секунда дистанции на каждые 16 километров в час. Лучше всего сканировать поток на 12 секунд вперёд. (Подробности на тему «время как дистанция» здесь — Frank)
16. Бойтесь стритрейсеров
Они быстры, молоды и агрессивны, и потому особенно опасны.
17. Правильно выбирайте скорость
Слишком быстрый вход в поворот является главной причиной мотоаварий без участия второй стороны. Открывайтесь на выходе из повороты, не на входе.
18. Не доверяйте оленьим свисткам
Парнокопытные и прочие дикие животные в основном активны в сумерках, так что не игнорируйте знаки, предупреждающие о них. Если дорога проходит через дремучий лес, постоянно сканируйте обочины. (Олени действительно опасны и непредсказуемы, могут ни с того ни с сего броситься под колёса. Это подтвердит каждый, кто ездил далеко на север. В Америке выпускаются свистки, которые в потоке набегающего воздуха издают звук в неслышном человеку диапазоне. Отпугивают ли они оленей или нет — холивор американских водителей. — Frank)
19. Используйте оба тормоза
Основную работу делает передний, но на многих тяжёлый круизерах задний тоже помогает замедлиться эффективнее.
20. Держите пальцы на переднем тормозе. Всегда
Если вы начнёте тормозить на секунду раньше, то тормозной путь со скорости 100 км/ч сократится на 28 метров. Подумайте об этом.
21. Смотрите туда, куда хотите ехать
Мотоцикл волшебный образом едет туда, куда вы смотрите. Так что смотрите на объезд, а не на препятствие.
22. Смотрите по сторонам
Поток постоянно меняется, так что не залипайте на чём-то взглядом, сканируйте поток на предмет потенциальных проблем.
23. Останавливайтесь на стоп-линии
Поставьте ноги на землю и осмотритесь как следует. Иначе вы примите решение слишком быстро, не дав себе возможности разглядеть потенциальные проблемы (В США и Канаде нет правила «правой руки». Нерегулируемые перекрёстки имеют знаки STOP на каждом направлении, первым проезжает тот, кто первым остановился на стоп-линии. — Frank)
24. Смотрите дальше
Поздно что-то предпринимать, если проблема в пяти метрах перед вами. Смотрите подальше, чтобы заранее разглядеть её и сменить траекторию.
25. Никогда не расслабляйтесь
Большинство аварий происходит в первые 15 минут поездки, на скоростях до 60 км/ч, на перекрёстке или выезде со двора. Да, это может быть выезд с вашего двора.
26. Не шнуркуйтесь в останавливающемся потоке
Скорее всего поток замедляется по какой-то причине. Вы рискуете увидеть эту причину, когда уже будет слишком поздно.
27. Выбирайте мотоцикл по размеру
Если вы весите 40 килограмм, не покупайте 400-килограммовый круизер. Купите что-то полегче и попослушнее.
28. Бойтесь придурков, внезапно открывающих двери
Кстати, врезаться в машину, которая уворачивается от такого придурка, тоже больно.
29. Опасайтесь стадных инстинктов
Уступите дорогу стае машин, несущейся через перекрёсток. Даже если по правилам у вас преимущество, не факт, что это они уступят.
30. Не гонитесь за группой
Попытки прыгнуть выше головы как правило заканчиваются в кювете. Грамотная группа всегда имеет точки встречи, на которых вы сможете воссоединиться с товарищами.
31. Пусть глаза привыкнут
Пара минут после выезда из тёмного гаража на солнечную улицу (или наоборот — с освещённой парковки в ночь), помогут вашим глазам адаптироваться. Вы же не хотите ехать первые несколько километров вслепую.
32. Научитесь разворачиваться
Тренируйтесь. Сместите пятую точку наружу, наклоните байк внутрь, используйте тело как противовес, поворачивайте байк вокруг заднего колеса.
33. Трогание в гору
Не паникуйте. Держите байк задним тормозом, пользуйтесь газом и сцеплением как обычно плавно. И всё получится.
34. Если дорога выглядит скользкой, считайте её скользкой
Подозрительный участок может быть покрыт чем угодно. Маргарин? Гравий? Mobil M1? Или, возможно, ничего такого? Лучше перебдеть, чем потом ехать на боку.
35. Прокол! Что теперь?
Никаких резких движений. Мотоцикл сейчас чувствует себя неважно, немного помогите ему поддерживать траекторию. Медленно прикройте газ, осторожно затормозите целым колесом и припаркуйтесь на обочине. Теперь можно перевести дыхание.
36. Капли на визоре?
Слегка смоченный дождём асфальт более скользкий, чем как следует пролитый многочасовым ливнем. Но поди знай какое там сцепление на самом деле. Сосредоточтесь по максимуму, будьте предельно осторожны, не делайте резких движений.
37. Темнота всё усложняет
Отрегулируйте фару. Поменяйте визор на прозрачный. Соберитесь, особенно если приходится ещё и ехать в час пик.
38. Эмоции под контролем?
Как сказал Mr. Ice Cube: «Следи за собой, не губи себя». Эмоции бьют по мозгам не хуже наркотиков, так что оцените своё состояние прежде чем отправиться в путь. Если вы взбешены, грустны, изнурены или встревожены — не садитесь на мотоцикл.
39. Одевайтесь как следует
Экипировка должна подходить по размеру и соответствовать погоде. Если вам холодно, или жарко, или куртка жмёт в плечах — вы в опасности. Вот так.
40. Оставьте плеер дома
Не услышали бетономешалку, потому что слушали Spinal Tap на максимальной громкости? Что ж, возможно ваши наушники пригодятся реаниматорам.
41. Научитесь уклоняться
Два быстрый поворота подряд. Раз — и вы объехали препятствие, два — вернулись в свой ряд. Мотоцикл едет туда, куда вы смотрите, так что смотрите на объезд, а не на препятствие. Тренируйтесь, пока это не станет рефлексом.
42. Медленно — значит плавно
Не бойтесь маневров на низкой скорости, помогайте себе немного задним тормозом. Он смягчает неприятные рывки трансмиссии, и тем самым борется с изменением развесовки, а это добавляет байку устойчивости.
43. Мигать — это правильно
Поворотник привлекает ваше внимание именно миганием, так? Вот и вы перед торможением прикоснитесь несколько раз к педали или к ручке тормоза, чтобы сзади на вас обратили внимание.
44. Перекрёстки опасны, прикройтесь
Спрячьтесь за кем-нибудь при проезде перекрёстка, и вы в два раза уменьшите свои шансы быть сбитым нарушителем.
45. Тренируйте боковое зрение
Смотрите в стену и старайтесь увидеть как можно больше по сторонам. Не поворачивайте голову, переносите внимание. Чем больше вы можете видеть боковым зрением, тем раньше вы увидите неприятности на дороге.
46. Всё время красный и никого?
Наедьте колесом на сенсор, место его закладки можно опознать по круглым или квадратным меткам перед стоп-линией. Если это не помогает, поставьте на него боковую подставку мотоцикла. (Совет для проезда автоматических светофоров, у нас я таких не видел — Frank)
47. Не держитесь за фурами
Если рванёт покрышка прицепа — а они это делают регулярно — мало вам не покажется. Если вы не любите уворачиваться от летящих кусков резины — держите дистанцию.
48. Не бойтесь аварийных торможний
Подружитесь с передним тормозом. Найдите пустую площадку с хорошим асфальтом, несильно разгонитесь и попытайтесь нащупать грань между максимально эффективным торможением и юзом. Повторяйте снова и снова.
49. Следите за покрышками
Все эти советы ничего не значат, если у вас проблемы с шинами. Не полагайтесь на авось. Проверяйте давление и осматривайте покрышки на предмет порезов, гвоздей и общего износа перед каждой поездкой.
50. Дышите глубже
Считайте до 10. Мир, дружба, жувачка. И выбросьте из головы этого придурка, который только что чуть не снёс вас на 130 км/ч.