В этой книге ничего не говорится о ментальном аспекте вождения. Он хорошо описан во многих других книгах. «Ride Hard, Ride Smart», «Искусство вождения мотоцикла», «Полный контроль» — вот лишь некоторые из них. Но каждый, кто провёл в седле хотя бы несколько часов, знает, что вождение мотоцикла на 90% зависит от мозга и только на 10% от тела. Давайте напоследок разберёмся, как способность водителя оценивать обстановку и принимать решения влияет на безопасность.
Дорожная стратегия, навыки управления и защитная экипировка – эти Три Ступени Безопасности именно в такой последовательности защищают вас от неприятностей. Каждая по отдельности может вас спасти. Все три вместе создают практически непробиваемую защитную стену вокруг вас.
Дорожная стратегия (ментальная ступень) отвечает за 90% вашей безопасности. Полная сосредоточенность на обстановке вокруг вас, точное определение и восприятие опасностей и рисков, их адекватная оценка и быстрое принятие решений – всё это требуется для успешной дорожной стратегии.
А ещё очень важна ответственность. Поскольку в любой аварии вы, мотоциклист, пострадаете сильнее всех, то вы, мотоциклист, должны отвечать за всех участников движения. Это значит, что вы должны уметь предвидеть поведение водителей и эффективно избегать неприятностей до того, как они начнутся.
Навыки – вторая (физическая) ступень. Вы тренируетесь, чтобы их приобрести, и продолжаете тренироваться, чтобы их не утратить. Да, они отвечают всего за несколько процентов безопасности, но когда дело дойдёт до этих процентов, от навыков на 90% будет зависеть ваше здоровье. Когда ситуация становится по-настоящему опасной, чувство самосохранения и адреналин возьмут над вами верх. Если в этот момент ваши навыки вас подведут, надежда останется только на защитную экипировку.
Защита работает тогда, когда уже ничего не работает. На самом деле, сама по себе она является комбинацией первых двух ступеней. Если вы серьёзно настроены и осознаёте свою ответственность, вы обязательно наденете защиту. А она защитит вас от физических воздействий асфальта при падении и сырости при катании под дождём, поможет не отвлекаться на непогоду и сосредоточиться на управлении.
Давайте рассмотрим действие Трёх Ступеней на примере. Знакомьтесь – Веня Вимаксин. Веня любит свой байк. На нём он ездит на работу, путешествует и просто катается. Ему нравится, как он смотрится на байке. Ему нравится чувство, которое дарит ему байк.
К сожалению, у Вени нет дорожной стратегии, он никогда не ходил в мотошколу, никогда не тренировал свои навыки, а ещё он не носит защиту. Он просто любит кататься и искренне считает, что умеет управлять мотоциклом. Два года проездил без аварий и падений – конечно, он знает что делает, верно?
Вот Веня едет домой с работы. Полпятого вечера, ясное небо, плотное движение. На Вене брюки, ботинки, рубашка, галстук и солнечные очки. Его путь лежит по улице Безнадёгина – типичной городской четырёхполоске, со светофорами, магазинами, заправками и выездами со дворов. Веня выехал с работы пять минут назад, до дома ему ехать ещё пять минут.
Он подъезжает к очередному перекрёстку в правом ряду, удачно попадая на зелёный свет. Его план (если это можно назвать планом) – просто проехать перекрёсток. В дальнем правом углу находится продуктовый магазин, перед которым, с нарушением правил, запаркован развозной фургончик с мигающей аварийкой. Он скрывает от Вени выезд с парковки перед магазином.
А ещё он скрывает Лену Маздину, которая собирается выехать с парковки налево. Лена делает глоток из только что купленной бутылки колы, смотри направо и налево, никого не видит и выскакивает прямо перед Веней.
Глаза Вени становятся размером с блюдце, он паникует, изо всех сил сжимает рычаг тормоза и изо всех сил давит на педаль. Лена внезапно видит Веню, её глаза становятся как блюдца, она паникует и изо всех сил давит на тормоз. Её машина встаёт как вкопанная, преграждая Вене путь.
Веня врезается в левое крыло на скорости примерно 35 км/ч. Его перебрасывает через капот. Приземляется он на голову и предплечье.
Через двадцать минут впавшего в кому Веню скорая везёт в больницу. У него открытая черепно-мозговая травма, рука и запястье сломана, в ключице трещина. Это не считая многочисленных ссадин. Его покорёженный байк остаётся лежать в луже масла и тосола. Лена, дав полиции полные слёз объяснения, едет домой на помятой машине. Её кола ещё не нагрелась.
Мог ли Веня сделать что-то, чтобы избежать этой ситуации. Да, мог, и много чего.
Первая ступень безопасности. Если бы у Вени была стратегия, он знал бы, что перекрёстки самое опасное место для мотоциклиста, и относился бы к ним с осторожностью. Он бы снизил скорость и приготовился бы к торможению. А заметив слепую зону за грузовиком, он бы замедлился ещё больше и сместился бы в сторону, чтобы видеть получше.
Вторая ступень безопасности. Если бы Веня ходил на курсы или тренировался бы самостоятельно, он бы умел тормозить более эффективно. А если тормозов бы не хватило, то, возможно, сумел бы объехать машину Лены.
Третья ступень безопасности. Обратите внимание, что Веня не ударился об машину, он перелетел её и приземлился на асфальт. Если бы он носил шлем и защиту, то скорее всего просто встал бы, отряхнулся и начал бы орать на Лену. Остаток дня он провёл бы оплакивая свой любимый мотоцикл.
Каждая из ступеней могла бы изменить ситуацию в пользу Вени. Если бы он применял их последовательно, никакой ситуации скорее всего вообще бы не случилось.
Если вы уже используете Три Ступени – отлично. Если нет – самое время начать. Если у вас нет стратегии – создайте её. Если у вас нет навыков – начните тренироваться. И если у вас нет защиты – купите самую лучшую.
Но если у вас всё это уже есть, можете ли вы успокоиться? Можно ли быть просто хорошим водителем и не пытаться стать экспертом? Конечно, нет, потому что нет предела совершенству, а мастерство не бывает лишним.
Случай с Веней не придуман, он произошёл в реальной жизни и вдохновил автора написать книгу о дорожной стратегии. Три Ступени не защитят вас от всего, но смогут помочь в 99% случаев. Чтобы разобраться с последним процентом, я написал книгу «Ride Hard, Ride Smart. Ультимативные стратегии для продвинутых мотоциклистов.» В этой книге Три Ступени рассматриваются только как фундамент для построения ещё более эффективных стратегий. Так что если вы действительно хотите полностью овладеть своим байком, помните, что мозг поможет вам гораздо больше, чем тело.
В Точку.
Жаль только что как правило понимание этого приходит после таких падений
Суровая правда жизни!
У меня из экипы шлем, куртка кожаная, и перчатки.
Пожалуй прикуплю теперь еще и черепашку!
Андрей — рекомендую еще и мотоботы. Пусть не сапоги, хотя бы короткие. Убережет сустав при боковом ударе, он там хрупкий шибко (
Большое спасибо за сайт! Наткнулся на него вчера и вот уже почти сутки не могу оторваться: мне, как будущему первосезоннику, теоретическая подготовка нужна как воздух.
Кеша, удачи в сезоне. Keep the rubber side down, как говорят в Америке. :)
Спасибо большое за Ваши труды. Наткнулся на сайт, на пять минут, в итоге забил на все второстепенные дела, не могу оторваться второй день.
Первый сезон, только откатал два месяца. Школа была далека от идеала и учили,чтобы сдать на права.
Пришлось в срочном порядке подтягивать знания, времени мало для самообразования, а информации тонны, по большей части много воды. И я безмерно благодарен за то что нашел Дорожную стратегию, считаю она меня спасла от многих необдуманных действий и помогла избежать потенциальных аварий.
В следующем сезоне буду тренировать навыки на основе этой, вами переведенной книжки.И тренировать мою боевую подругу,которую тоже удалось посадить на коня.
Одной Джимханы недостаточно.
Позвольте личный вопрос ?! Ваш творческий перерыв здесь связан с угасанием интереса к просвещению или ваша активность как мотопереводчика проходит вне этого блога ?
Станислав, спасибо за тёплые слова. Не скрою, приятно слышать, что кому-то сайт показался полезным.
Что касается вопроса, вот тут вроде как ответил. http://bikestories.ru/2013/07/1266/ Когда пишешь долго и много на любую тему, включая мотобезопасность, в какой-то момент темы кончаются. Так что в этом, пожалуй, главная причина.
Что касается тестов и обзоров — я даже, смеха ради, выучил итальянский, чтобы иметь доступ к обзорам не только американского рынка. Но кому интересен тест новейшего дукаса или хонды, когда у нас даже автомобили-то перестали продаваться, а уж продажи новых мотоциклы и подавно лежмя лежат. Есть чёткое убеждение, что никому это не нужно, ну и стимул пропал, конечно.
Отчёты о путешествиях — в общем-то жанр сильно на любителя. Информации сейчас и так навалом, куча сайтов про это на любых языках.
В общем, держу пока сайт для таких энтузиастов как вы. Но как его развивать, чем наполнять — не вижу пока.