Впереди долгая зима, самое время попереводить какую-нибудь полезную книжку. В этом блоге больше всего публикаций посвящено безаварийной езде, попадаются описания моих путешествий и тесты конкретных моделей мотоциклов. А вот вопросам ремонта и обслуживания техники уделено совсем мало внимания.
Чтобы исправить эту ситуацию, я решил выложить сокращённый перевод книжки Грега Бейкера «Ремонт и обслуживание внедорожного мотоцикла». Автора вы хорошо знаете, в соавторстве с Робертом Виксом он написал книжку «Техника внедорожной езды», которая уже выложена на этом сайте. Следуя советам, изложенным в ней, можно заехать очень далеко, но в глуши очень неразумно «надеяться только на авось и на кредитку», по меткому замечанию одного из читателей этого блога. Тут-то и пригодятся базовые слесарные навыки, позволяющие при необходимости самому справиться с проблемой. Кроме того, совсем не обязательно платить сервисам за рутинные операции, типа смены масла и колодок, как правило, они легко выполняются самостоятельно с минимальным набором инструмента. А ещё очень приятно бывает что-то сделать самому.
Я решил не переводить первые две главы. Они посвящены обустройству гаража и общим сведениям по устройству мотоцикла, но гараж есть не у всех, а устройство мотоцикла не принципиально отличается от устройства автомобиля, о котором, уверен, многие имеют представление. Поэтому мы сразу перейдём к делу и изучим сервисные операции базовых моделей внедорожных мотоциклов, а также некоторые общие для всех операции, типа обслуживания цепи и прокачки тормозов. Потом мы обсудим подготовку мотоцикла к путешествию, и, в заключение, рассмотрим возможности ремонта на маршруте.
Но для начала позвольте мне предложить вам предисловие Роберта Викса и автора.
Предисловие Роберта Викса
Роберт Викс и Грег Бейкер во время съёмок для книги «Техника внедорожной езды».
В начале своего бессмертного философского трактата «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» Роберт Пирсиг написал «…это никак не должно ассоциироваться с гигантским объемом фактической информации, относящимся к практике ортодоксального дзэн-буддизма. Что же касается мотоциклов, то тут все тоже не слишком документально.» Что ж, в этой книге о дзен буддизме не говориться вообще ничего, зато Грег собрал поистине значительный объём фактической информации, относящейся к обслуживанию внедорожных мотоциклов.
Как следует подготовиться в внедорожному путешествию — это одно. А вот подготовиться к жизни в дороге и надеяться только на свои силы в том числе и в ремонте мотоцикла — совсем другое.
Можно сказать, что внедорожные мотопутешественники, должны быть лучше других мотоциклистов подготовлены к самостоятельному обслуживанию техники, просто потому что на маршруте они, как правило, могут надеяться только на свои силы. Считается, что новички должны искать информацию у знатоков, обладающих некими тайными знаниями, поскольку сейчас не каждый обладает универсальными навыками, ведь мотоциклы становятся всё сложнее, особенно большие модели, напичканные электроникой.
Умение обслужить мотоцикл в дороге является одним из ключей к успешному путешествия. Я всегда советую новичкам узнать о своей технике как можно больше. Это можно сделать, читая инструкции, шаря в интернете или выслушивая советы соседей по гаражу. Но прежде чем погрузиться во всё это, советую вас прочесть эту книгу, лучше дважды.
В этом издании Грег выходит на новый уровень изложения материала, который раньше отбрасывался или игнорировался как «слишком технический». Книга основана на многолетнем опыте и несчётном количестве путешествий, она написана ясно и по делу, что делает её интересной и полезной.
Я помню, как во время нашего путешествия по Сахаре, Грег под тусклой лампочкой марроканского гаража всю ночь искал неисправность своего KTM 950, грозившую прекратить наше приключение. Нужно ли говорить, что он починил мотоцикл и через несколько часов мы уже были на маршруте.
Эта книга раскрывает практические аспекты обустройства гараж, ключевые моменты обслуживания мотоциклов, установки на них спецоборудования и, что особенно важно, тонкости ремонта в условиях путешествия.
Если мотоцикл отказывается вас везти, вы никогда не пройдёте маршрут, так что садитесь и читайте. Как знать, возможно совет из этой книги поможет вам закончить путешествие.
Предисловие автора
Где-то посреди Марокко автор обсуждает с местными жителями тонкости топливной системы своего KTM..
Мы живём в меняющемся мире. Всё меняется вокруг нас, и эти перемены меняют нас тоже. Нам повезло жить во времена, когда наши стремления могут быть по-настоящему глобальными, ведь никогда раньше мир не был столь доступным. Эту доступность можно реализовать разными способами, например, купить тур в агентстве и прилететь на курорт на самолёте. Но для некоторых такое отдых не кажется привлекательным, лучшим туром для них является путешествие на мотоцикле.
Мототуризм, впрочем, не является чем-то новым, история сохранила нам имена людей, путешествующих на двух колёсах на заре развития этого вида транспорта. В 1932-м году в возрасте 23-х лет Роберт Фултон-мл. совершил 18-ти месячный мотопробег из Лондона в Токио на своём 600-кубовом двухцилиндровом Douglas. Прежде чем достичь Японии, путешественник пересёк Европу, Турцию, Сирию, Ирак, Афганистан, Индию, Суматру, Малазию, Сиам, Индонезию и Китай.
Но, возможно, самой замечательной является история двух английских женщин, Терезы Уоллах и Флоренс Бленкирон, которые в 1935 году на 600-кубовом Model 100 Panther с коляской и прицепом, проехали от Лондона до Кейптауна. Имея железную решимость и ясную цель, но безо всякой поддержки, они пересекли всю Африку, включая, конечно, Сахару, даже не пользуясь при этом компасом. Путешествие поистине эпических масштабов!
Место, в которое способен доставить ваш байк, может находиться в миллионе миль от удобного кокона современной цивилизации и, что важнее, вдалеке от любого дилерского центра. Современные технологии мотостроения находятся на непревзойдённом уровне, они работают уверенно и надёжно, но никакая суперсовременная система управления двигателем не поможет вас залатать проколотую шину или заменить тормозные колодки. Помните, на маршруте вы можете полагаться только на себя. Ваш успех в достижении цели зависит только от вашей способности решить любую проблему. Не все их нас прирождённые механики. Возможно, есть путешественники, которые никогда на крутили гайку в гневе, предпочитая перекладывать всё на дилера, но как знать, не будет ли разрушено путешествие всей их жизни из-за какой-нибудь сущей мелочи, которую они не смогут починить.
Бесстрашные путешественники тридцатых преодолевали трудности, которые мы сейчас даже не можем себе представить, и среди них неизбежно были технические проблемы. У них не было дилерской поддержки и диагностических компьютеров, но были знания, умения и набор инструментов. Сейчас всё немного иначе. Надёжное электрооборудование, системы управления двигателем и продвинутые промышленные процессы делают серьёзные поломки практически невозможными. Это вселяет в мотоциклистов самоуспокоенность, и они начинают полагаться на дилера даже в случае простых поломок. В результате, техническая грамотность среднего мотоциклиста снижается, я же ставлю своей целью немного её поднять.
К счастью, для успешного обслуживания мотоцикла не нужно никакая магия. Нужно немного здравого смысла, чуть подготовки и небольшая помощь кого-то, кто открутил за свою жизнь пару гаек.
Итак, чего же мы ждём. Берите инструменты и давайте уже испачкаем руки!
Грег Бэйкер
Октябрь 2012
При всём кажущемся многообразии и пестроте Интернета не так уж и много интересных сайтов/блогов.
Дорогой Frank,
Сердечно рад, что Вы не простаивали, а работали и выдали на-гора Новый и Интересный МатериалЪ.
Погружаюсь в текст.