Очередной перевод статьи с прекрасного сайта Visordown. Надеюсь, советы будут небесполезны новичкам. Да и опытным байкерам не зазорно прочесть перед сезоном.
1. Верьте предчувствиям
Иногда кажется, что все хотят вас убить. Этому нет рациональных объяснений, но это факт. Машина внезапно выскакивает со двора прямо перед вами, водители гудят как сумасшедшие и показывают друг другу всякое, да ещё трактор еле ползёт в повороте. Это знаки, которые говорят, что надо замедлиться. Доверьтесь им и уберите газ, пока он вас не убрал.
2. Обгоняйте как профи
Не висите перед обгоном на бампере, ревя мотором — держите безопасную дистанцию. Перед обгоном сместитесь в сторону, чтобы лучше видеть, что происходит впереди. Возможно, придётся тормозить, если машина впереди вдруг надумает поворачивать. Если всё безопасно — ускоряйтесь и обгоняйте.
3. Палец на тормозе
В городе и на узких сельских дорожках, держите палец на тормозе. Это никак не мешает держаться за руль и откручивать газ. А вот если придётся неожиданно тормозить, палец, возможно, сохранит вам жизнь.
4. Прошивайте пробки
Если не игнорировать знаки и сигналы светофоров, никого не пугать и не нервировать — всё будет нормально. Глядите вперёд подальше, держите передачу пониже и смотрите, чтобы не бортанули.
5. Иногда ускорение = безопасность
Если нужно влиться в плотный поток, смело используйте возможности байка. Выберите подходящую дырку, бодро ускорьтесь, а потом замедлитесь до скорости потока. Это прекрасный повод погазовать и наиболее безопасный способ влиться в поток.
6. Переключайтесь без сцепления
Попрактикуйтесь при разгоне быстро закрывать газ (это разгрузит коробку), и в этот момент переключать передачу вверх без выжима сцепления. В идеале всё будет получаться быстрее и плавнее, чем со сцеплением. Это никак не вредит коробке, и пассажирам такой стиль больше нравится.
7. Делайте перегазовку
Замедляйтесь плавно — для этого делайте перегазовку при переключениях вниз. Она уравнивает скорости вращения двигателя и коробки, в результате стабильность байка перед поворотом не нарушается, а пассажир не буцает шлемом в ваш шлем.
8. Не ведитесь
Не выходите за пределы своих возможностей, особенно в поворотах. Если ваши друзья едут быстрее, отпустите их и поезжайте как можете. Они вас подождут на перекрёстке.
9. Круговое движение
Найдите спокойный перекрёсток с круговым движением и, по возможности, с минимальным количеством выездов на него. Катайтесь по кругу, наклоняясь всё ниже и ниже. Не надо этих выставленных коленок, просто постарайтесь понять, на какой угол вы можете спокойно наклонить свой мотоцикл.
10. Наклоняйтесь
90% людей ездят на спортбайках выпрямившись, встречая грудью набегающий ветер и развеваясь как флаг. А нужно просто пригнуться. Аэродинамика улучшится, управляемость тоже, да и приборы будет лучше видно. Ну не бином Ньютона, да?
11. Смотрите на колёса
На перекрёстке смотрите на колёса автомобилей. По их движению вы сможете понять, пропускает ли вас водитель или планирует покушение на вашу жизнь.
12. Езда в группе
Договоритесь о порядке следования и жёстко придерживайтесь его, чтобы быть уверенным, что этот парень сзади не пойдёт на обгон в неожиданный момент. Договоритесь о точках встречи и обменяйтесь номерами телефонов, чтобы заблудившиеся знали, что делать. Держите дистанцию и не ставьте самого медленного в хвост, чтобы не провоцировать его на опасную езду.
13. Смотрите правильно
Мотоцикл едет туда, куда вы смотрите. Если поворот оказался круче, не пяльтесь в отбойник, смотрите туда, куда хотите приехать. В 9 случаях из 10 байк спокойно впишется в поворот. Даже если вам кажется, что всё пропало, просто смотрите на выход из поворота и всё у вас получится.
14. Коленка
Чтобы правильно выставить коленку, нужно две вещи — хороший наклон и правильное положение стопы. Когда байк наклонится на приличный угол, наклоните стопу внутренней ноги на 90 градусов к дороге. Таким образом, колено приблизится к земле. Теперь вытяните ногу под правильным углом и — вуаля!
15. Вили
Все советуют держать ногу на заднем тормозе во время отработки вили, но у новичка и без этого голова идёт кругом. Гораздо проще держать палец на сцеплении. Тогда, если всё пойдёт наперекосяк, можно просто отрубить подачу момента на колесо — эффект будет тот же.
16. По мокрому
Главное — всё делать плавно. Избегайте серьёзных смен развесовки, типа резких разгонов и торможений. Мокрый асфальт держит неплохо, главное не загружать шины слишком резко и избегать скользких мест (линий разметки, люков и т.п.) и не тормозить в наклоне. Вы удивитесь, как быстро можно ехать по мокрому асфальту.
17. Снос заднего колеса
Не трогайте тормоз, работайте газом! Добавьте газ и угол увеличится, сбросьте — и колесо вернётся на место. Всё просто, честно-честно.
18. Козлите грамотно
Разгонитесь на первой передаче до оборотов максимального крутящего момента (для современных V-образников лучше подходит вторая). Быстро прижмите и тут же отпустите сцепление. Не выжимайте и держите, а как бы плавно дёрните и одновременно плавно открутите газ. Переднее колесо поднимется. Переключитесь на следующую передачу без сцепления. Теперь просто катитесь в свечке, переключаясь вверх, чтобы держать обороты в зоне максимального момента. [Лучшая инструкция по козлению на русском языке — Frank]
«3. Палец на тормозе
В городе и на узких сельских дорожках, держите палец на тормозе. Это никак не мешает держаться за руль и откручивать газ. А вот если придётся неожиданно тормозить, палец, возможно, сохранит вам жизнь.»
Вот тут я бы поспорил. Практика, моя уж точно)), показывает, что если разгруженную газом переднюю подвеску резко загрузить «пальцем» при переходе с открытого газа на экстренное торможение — переднее колесо срывается в юз, и если мотоцикл имеет хоть малейший наклон — вы имеете «лоусайд», даже не успев понять, что что то пошло не так. Таким образом любой испуг, гудок фуры, собака, которая резко рванула с обочины на дорогу, или что то, что вас испугает больше чем обычно — закончит ваше мотопутешествие. В случае, если ваша рука сжимает только рукоятку газа — времени, за которое вы отпустите газ и возьмётесь за рычаг тормоза будет достаточно, чтобы перенести центр тяжести мотоцикла ближе к переднему колесу, загрузить переднюю подвеску мотоцикла и подготовить её к эффективному торможению. В этом случае и пятно контакта колеса с дорогой увеличится и оно будет менее склонно к соскальзыванию. Спортсменов учат тормозить всей пятернёй (мышцы двух пальцев на рычаге тормоза быстро «забиваются») причём за «пистолеты» им влетает от тренера по самые гланды)) Сам видел)) Никаких коротких рычагов, в motoGP вы не увидите это только для станта.
Кстати да, безопаснее сперва подзагрузить переднее колесо, а только потом давить по полной. Ты не первый супермастер, который это советует. Например, Dean Панфёров тоже пальцы на рычаге не держит, зато держит ногу на педали и пока переносит пальцы на рычаг, в этот момент загружает переднее задним тормозом. А вот что пишет Алексей с moto swiss blog по поводу обучения торможению в Швейцарии:
«Тренировка заключается в постепенном наращивании скорости, на которой блокируется заднее колесо. А весь секрет в том, что когда заднее колесо болтает из стороны в сторону, нужно смотреть далеко вперед и не нависать на руль, т.е. держать руки расслабленными. Без отработки этого упражнения, вернее пока не исчезнет страх от блокировки заднего колеса, никакого экстренного торможения с блокировкой заднего колеса не получится. Но засада в том, что экстренное торможение входит в обязательную программу практического экзамена…
Немедленно после нажатия заднего тормоза нажимается рычаг переднего тормоза.»
Там вообще много хорошего про торможение написано: http://moto.swissblog.ru/ekstrennoe-tormozhenie-na-mototsikle.html#more-514
В общем, за то и любим мотоциклизм, всегда можно расти над собой, осваивая новые навыки и приёмы.