Непростые времена времена сейчас повсюду, даже в Америке, стране вечнозеленой валюты и дешевых мотоциклов. Поэтому я не очень удивился, когда на сайте, посвященном пафосным круизерам, увидел советы по покупке подержанного байка.
Статья изначально относится к чоппероидам, но вполне подходит и к другим типам дорожных мотоциклов. Можно просто распечатать её и пойти осматривать варианты. Механической зауми там особой нет, так что не надо быть слесарем шестого разряда, чтобы обнаружить косяк и выторговать скидку или вообще отказаться от покупки. Вообще-то, любой механик или опытный пользователь легко напишет такой текст, но не все мы опытные и не у всех есть знакомый механик.
Статья написана бодро, по сути это подробный и длинный список коротких советов. Последовательность страниц показалась мне странной, проверка двигателя в оригинале идет после тест-драйва, так что я немного изменил порядок. Окончание статьи я не стал переводить. Оно посвящено двум вещам — выезду после зимовки и призывам следить за шинами. По первому есть отличный текст Босса, считаю, что лучше не скажешь. По второму я уже более подробно писал в этом блоге.
Надеюсь, статья поможет тем счастливчикам, которые, несмотря на кризис, решили купить/поменять мотоцикл. Удачной покупки и до встречи на покатушках!
«Кризис всюду, рубль на дне, новый байк не светит мне» — Лестер Дакбаттер, поэт мирового уровня и продавец подержанных мотоциклов.
Времена сейчас тяжелые, и если ваша ситуация похожа на мою, то покупка нового байка не станет наилучшим вложением средств, оставшихся после оплаты таких люксовых вещей, как еда, жилье и одежда. Разумной альтернативой станет покупка подержанного байка.
Подумайте вот о чем. В США мотоцикл в среднем проезжает в год менее 2500 миль (4000 км). Таким образом, десятилетний мотоцкил может похвастаться пробегом менее 40 000 км, и поверьте мне, на рынке полно экземпляров с пробегом вдвое меньшим.
Конечно, при покупке подержанного аппарат всегда имеется риск нарваться на экземпляр, который гоняли в хвост и в гриву, а хранили в сыром гараже. Покупка у дилера может стать одним из путей уменьшения риска. Многие предлагают ограниченную гарантию, а бывает и так, что у мотоцикла еще не кончилась полная заводская гарантия. Минусы такого подхода – высокие цены и небольшой выбор.
Альтернативой дилеру служит покупка с рук, но тут уж вам придется самому подбирать себе байк в хорошем состоянии.
Оценка состояния байка, особенно если вы не делаете ее регулярно, может оказаться довольно сложным делом, на как и всегда, может положиться на своих друзей из Motorcycle Cruiser. Специально для вас мы собрали всю необходимую информацию в понятный и полезный список и снабдили его цветными иллюстрациями.
В предыдущих выпусках мы подробно рассказывали о системах мотоцикла, поэтому в данной статье мы рассказываем, что нужно проверить, и не даем пошаговых инструкций, как это сделать. Ищите подробности в технической секции нашего журнала, или просто пришлите мне письмо с вопросами на мой электронный адрес. Делайте столько копий списка, сколько вам нужно, только не говорите нашему адвокату, что я вам разрешил.
Основные компоненты. Тщательная оценка чужого байка требует определенной дипломатии. Кто-то может обидеться, кто-то отнесется к этому легко, но как минимум продавец должен разрешить вам провести базовое обследование. Вот что нужно смотреть.
ДВИГАТЕЛЬ
Проблемы с мотором, как правило, означают отказ от покупки, поэтому я предпочитаю начинать проверку именно с него.
Уровень масла и его состояние. Оценить состояние масла довольно трудно, особенно через смотровое окошко. Не робейте, спросите владельца, когда он его менял последний раз.
Легкий запуск. Некоторые моторы запускаются тяжело, некоторые легко, но в общем случае стартер не должен потеть слишком долго — байк должен завестить с нескольких оборотов коленвала.
Холостой ход. Холодный мотор должен устройчиво работать на подсосе (если он есть, инжекторые двигатели как правило не имеют подсоса, они просто должны работать — Frank). Прогретый мотор должен работать на положенных оборотах без пульсации и пропуска вспышек в цилиндрах.
Газ. Обороты следуют за ручкой, при добавлении газа двигатель не икает, не кашляет и не бормочет.
Дым. Ничего страшного, если во время прогрева из выхлопных труб выходит немного белого дыма, особенно если погода холодная. Черный или голубой дым — плохо, и совсем плохо, если по мере прогрева такого дыма становится больше. Густой черный дым свидетельствует о богатой смеси, когда масло сгорает вместе с бензином. Густой белый дым свидетельствует о том, что в камеру сгорания попадает охлаждающая жидкость.
Утечка жидкостей. Масло, бензин и тосол не должны вытекать ниоткуда.
Выхлоп. Голубоватый цвет патрубков — косметическая проблема. А вот ржавчина, гниль или вмятины свидетельствуют о грядущей замены выхлопной системы.
Шум. При работе мотора не должно быть грохота, ударов и свиста, но, как правило, шумы трудно диагностировать. Некоторые абсолютно исправные байки работают как молотилки. Если у вас появились хоть какие-то сомнения, откажитесь от покупки или проконсультируйтесь у профессионального механика.
ТРАНСМИССИЯ
Цепь. Износ, смазка и регулировка.
Ведомая звездочка. Загнутые или поврежденные зубья. Наличие крепежа. Чрезмерный люфт относительно ступицы.
Ведущая звездочка. О ее состоянии можно судить по ведомой звездочке, так что если сзади все нормально, скорее всего спереди тоже, и наоборот. Поскольку для доступа к ведущей зведочке нужно открутить пару крышек, туда можно не лазить.
Ремень. Физические повреждения, порезы и вкрапленный мусор.
Шестерни (ременной передачи, не знаю как они по-русски называются — Frank). Общее состояние и повреждения. Если зубья сточены, значит пробег у байка ну очень большой.
Кардан. Покатайте байк вперед-назад и прислушайтесь — не должно быть громыхания, скрипа или скрежета.
ШАССИ
Рама. Наличие следов падений или ремонта.
Рулевые подшипники. Наличие износа или неправильной регулировки.
Вилка. Физические повреждения
Сальники вилки. Течь масла.
Трубы вилки. Должны быть параллельны друг другу и перпендикулярны рулю.
Работа вилки. Сжатие/разжатие должно быть гладким, без “залипаний”.
Маятник. Физические повреждения. Колесо должно стоять посередине и строго перпендикулярно. Люфт в подшипниках маятника.
Крепление маятника. Износ всех соединений, правильность затяжки, физические повреждения.
Пружины. Под весом водителя и пассажира должны как минимум не сжиматься до упора.
Крепеж. Всё должно быть на месте и в приемлемом состоянии.
Задний аммортизатор. Сжатие/разжатие должно быть гладким, масло не должно течь.
Диски. Наличие всех спиц. Износ подшипников. Отсутствие деформаций.
Передняя шина. Глубина протектора, состояние боковин, давление.
Соосность колес. Проверьте её обязательно. Точная проверка требует навыка, но значительные отклонения видны даже на глаз. Если на байке следы падения (или ремонта после падения) и колеса стоят не на одной линии, значит у этого мотоцикла кривая рама.
Передний и задний тормозной цилиндр. Уровень тормозной жидкости и ее состояние. Рычаг (педаль) при нажатии должен быть твердым.
Тормозные шланги. Потертости и общее состояние, правильность прокладки, наличие утечек тормозной жидкости.
Тормозные суппорты. Утечки, крепеж.
Тормозные колодки. Изношенность, толщина накладок должна быть не менее 1.5-2 мм.
Барабанный задний тормоз. Настройка и индикатор износа. С индикатором есть тонкость. Как правило он размещен на приводном рычаге. Рычаг этот можно провернуть относительно оси так, чтобы при практически любом состоянии колодок индикатор показывал приемлемый износ. Будьте внимательны.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Аккумулятор. Его состояние трудно определить на глаз, но есть косвенное указание. Если мотор легко крутится стартером, то состояние батареи можно считать приемлемым.
Стартер. Так же, как аккумулятор.
Кнопка аварийной остановки двигателя. Нажмите ее при работающем моторе и посмотрите, что получится.
Датчик положения подставки. Заведите двигатель, поставьте мотоцикл на боковую подставку и включите передачу. Мотор должен заглохнуть.
Датчик нейтрали/сцепления. Двигатель не должен заводиться при включенной передаче. Но должен заводиться, если при этом еще и выжато сцепление.
Проводка. Признаки очевидных повреждений. Чтобы полностью оценить состояние проводки, нужно разобрать полмотоцикла, но как минимум посмотрите на провода в районе рулевых подшипников и под сиденьем, а с помощью фонарика и под баком. Плохая примета — вы поворачиваете ключ зажигания, а из мотоцикла вырывается клуб дыма или сноп искр.
Зарядка. Если на мотоцикле нет индикатора зарядки, сделайте следующее. Заведите мотор, пусть работает на холостых. Включите дальний свет, поворотники и стоп-сигнал. Теперь газаните, фара должна светить ярче. Это не очень точный тест, но по крайней мере можно понять, работает реле или нет.
Фара. Ближний/дальний свет. Если есть кнопка мигания дальним, проверьте и её.
Другие световые приборы. Стояночный свет фары, задний габарит, стоп-сигнал (от ручки и от педали), подсветка приборов и их работа, индикаторы на приборке, поворотники (если есть система автоматического отключения, проверьте и её), звуковой сигнал, дополнительные фары (если есть), звуковую систему (если есть).
ПРОВЕРКА НА ДОРОГЕ
Некоторые неисправности не могут быть выявлены в гараже. Однажды я чуть не купил мотоцикл, который соответствовал всем вышеизложенным пунктам, но у него вылетала третья передача. Это серьезная неисправность, и я узнал бы о ней только после покупки, если бы не прокатился на осмотре. Когда я предъявил претензию продавцу, тот только улыбнулся и сказал «а, да, он так делает». Единственная проблема — мало кто в наши дни согласится дать вам байк для тест-драйва. Просите максимально вежливо и дайте денег вперед, чтобы убедить продавца в серьезности ваших намерений. Как правило, после этого многие соглашаются на пару кругов вокруг квартала. Во время поездки помните, что вы на чужом мотоцикле — все проблемы можно найти при спокойной езде, не надо мчаться так, будто вы угнали этот байк.
Сцепление. Должно включаться плавно и не проскальзывать.
Трансмиссия. У каждого байка свои особенности, но как минимум коробка не должна выть. Передачи должны четко переключаться как вверх, так и вниз, и не должны вылетать.
Управляемость. Байк должен легко поддерживать прямолинейное движение. Что касается поворотов, то тут всё слишком субъективно. Следуйте главному правилу — если вам не нравится, как байк рулится во время тест-драйва, вряд ли его поведение вам понравится, когда вы его купите.
Двигатель. Сильные вибрации, странные шумы при езде внатяг и недостаток мощности — всё это повод для беспокойства. Короче говоря, двигатель должен работать мягко, тянуть бодро и звучать как здоровый.
Удовольствие. Байк может быть полностью исправным, но если во время поездки ваши губы сами собой не растягиваются в улыбку — проходите мимо. Совершенно точно где-то ждёт байк, который превратит вас в Чеширского кота. Искать такой — отдельное удовольствие.
РАЗНОЕ
Взять с собой. Наличные — как минимум для депозита перед тест-дайвом. Фонарик — чтобы заглянуть в тёмные места. Опытного друга — даже если он не очень опытный, всё равно берите, моральная поддержка и холодная голова ещё никому не помешали. Газету с объявлениями — не обязательно, но может пригодиться при торге. Ручку и блокнот — по очевидным причинам.
Сервисная книжка. Прозрачная история байка — настоящий подарок. В наши дни пробег не является показателем состояния мотоцикла. Байк с двадцатью тысячами на одометре, чей владелец не помнит, когда он был на сервисе последний раз, может быть в худшем состоянии, чем байк с пробегом в 30 или даже 50 тысяч, чей владелец скрупулёзно посещал все ТО. По моему мнению, сам факт, что владелец добросовестно вел сервисную книжку, говорит о многом.
Картинка. Поскольку для иллюстрации использован Honda VTX1800, считаю нужным перечислить его потенциальные проблемы. Ранние модификации страдали от загрязнения разъемов, случалось, что ослаблялись болты фланца главной передачи. Мы планируем начать серию публикаций, посвященных особенностям разных мотоциклов. ( Моторевю регулярно публикует такие обзоры в рубриках «От 3 до 7 лет» и «От 7 до 12 лет» — Frank)
Следует знать. Хотя наш журнал в основном посвящен круизерам, позвольте дать один совет покупателям спортбайков. Внимательно посмотрите на крепеж, например тормозных суппортов или на пробку для масла. Если вы увидите в головках болтов маленькие дырочки, в которые может быть продета проволока, знайте, что этот байк гонял на треке.
«Шестерни (ременной передачи, не знаю как они по-русски называются — Frank)»
Если я правильно понял, то речь идёт о шкивах
http://nauka.relis.ru/06/0302/gelm-3.jpg