Я уже писал в этом блоге о правильном старте в точки зрения физики, пришло время рассказать как это знание можно применить на практике.
Итак, для максимально эффективного старта на любой технике — Камазе, скутере или мотоцикле — нужно чтобы на ведущие колёса передавалось ровно столько момента, сколько можно реализовать при данной силе трения и при данной геометрии транспортного средства. Не знаю, как Камазы и скутеры, но большинство современных мотоциклов обладают заведомо избыточным моментом. В результате, если водитель слишком сильно откручивает ручку, то либо заднее колесо начинает шлифовать асфальт, либо переднее задираться в небо. В идеале же переднее колесо разгружается полностью, при этом сохраняя контакт с поверхностью, а заднее крутится без пробуксовки.
Как же добиться такого старта? Вот что советуют опытные драгрейсеры.
Для начала разберёмся с транспортным средством. Мотоциклы для драгрейсинга (вот он на заглавном фото) имеют растянутую базу и специальные упоры сзади, которые на дают ему встать на заднее колесо. Очевидно, что обычный мотоцикл, особенно спортбайк с его короткой базой, изначально проигрывает им в геометрии (тем самым выигрывая в маневренности) . Так вот чтобы оттянуть момент наступления вилли, при старте нужно максимально загрузить переднее колесо, то есть сместиться вперёд и лечь на бак всем своим весом. Поза, конечно, получается довольно неудобная, к счастью именно на спортбайке она даётся легче, чем на другом типе мотоцикла.
Теперь собственно момент старта. В светофорных гонках он, конечно, растянут во времени, часто у кого-то сдают нервы и он стартует ещё на красный. А вот в драге (даже любительском) или на трековых покатушках, то есть в случае когда существует хотя бы минимальное судейство, фальстарт означает проигрыш. Поздний старт тоже сильно снижает шансы на выигрыш. И тут вам поможет разведка. Постарайтесь понять процедуру старта, понаблюдав за предыдущими заездами. Помните, что у лучших драгрейсеров время реакции составляет 0,4 секунды, то есть вы должны стартовать не со взмахом флажка или с зелёным сигналом, а с каким-то событием, происходящим на примерно на 0,4 секунды раньше. Возможно девушка-стартёр на драгстрипе приподнимается на носки, или как-то по особенному выворачивает руку, или что-то ещё — смотрите внимательнее, от этого зависит победа! — и стартуйте как только это событие произойдёт. Кстати сказать, профессиональным драгрейсерам в этом смысле легче всего. У них два типа стартовых светофоров. На одном из них три жёлтых сигнала и стартовый зелёный загораются с промежутком в полсекунды, так что стартуют они по последнему жёлтому. На другом сразу загорается три жёлтых, а через 0,4 секунды зелёный, по жёлтым они и стартуют.
Теперь собственно об управлении. Грамотный старт зависит от одной постоянной — оборотов двигателя в момент старта, и двух параметров — сцепления и газа. На самом деле это взаимосвязанные параметры, но об этом чуть ниже.
Обороты нужно подобрать заранее, во время тренировок. Счастливым обладателям Suzuki Hayabusa или BMW K1300S хватит нескольких тысяч, владельцу шестисотки нужно искать где-то в районе 10 000 оборотов. Итак, если на старте двигатель пытается заглохнуть, увеличьте обороты на тысячу, если колесо сразу же начинает шлифовать или нос задирается в небо — уменьшите на тысячу. Мастера драгрейсинга советуют оперировать именно круглыми цифрами, видимо для того, чтобы на старте было проще отслеживать показания приборов. Тысяча туда, тысяча сюда — и через несколько попыток вы поймёте, на каких оборотах нужно стартовать.
Итак, вы стоите на старте и держите заранее подобранные обороты. Не надо подгазовывать, лучше сосредоточтесь на стартовых сигналах. В момент старта отпускайте сцепление и откручивайте газ на полную. Как говаривал один титулованный раллист, пытавшийся научить меня ездить: «Frank, «быстро» и «резко» — не синонимы». Сцепление нужно отпускать быстро, но плавно, ручку откручивать так же. При этом нужно очень хорошо чувствовать мотоцикл. Как только колесо начинает прокручиваться, или мотоцикл пытается встать в свечу, нужно уменьшить крутящий момент, то есть либо поджать сцепление, чтобы диски начали проскальзывать, либо прикрыть газ. Насколько именно — сказать невозможно, это приходит только с опытом, после многих и многих стартов. Скажу лишь, что обладателям малокубатурной техники лучше всё время держать газ полностью открытым и регулировать момент сцеплением. В самом деле, закрытие газа приведёт к падению оборотов, а шестисотке раскрутить мотор гораздо сложнее, чем Хаябусе.
Кстати сказать, настоящие мастера даже на больших моторах всегда держат полный газ и регулируют момент исключительно сцеплением. И тут мы подходим к одному важному замечанию. Проскальзывание сильно изнашивает диски сцепления, особенно на мощных моторах и больших оборотах. Сцепление драгрейсеры меняют чаще, чем заливают бензин в бак. Процедура эта довольно дорогая и долгая. Конечно, в спорте высоких достижений никто за ценой не постоит, простому же любителю можно посоветовать только одно — давайте мотоциклу отдохнуть между стартами минимум четверть часа. Поговаривают, что остывшее сцепление изнашивается меньше.
Удачных всем стартов!
Здорово! А можно стартовать быстро и не сжигая сцепления? Ну хотя бы на 40 сильном моторе не уступая обычным серийным машинам, даже иномаркам ;-)?
Чувствую ехидство. Или мне кажется? :)
Можно стартовать быстро, не сжигая сцепление. Но толковый парень на M5 со светофора вас сделает. Или даже на Лансере Эво.
На самом деле речь о зарубах типа такого http://www.youtube.com/watch?v=3V21VghGnwU
Да, вопрос не без ехидства ;-)
Ну М5 это заряженная машина и даже мой нынешней мотоцикл с ней не так просто расплавляется, я все же говорил про среднюю иномарку ;-)
Тот клип который вы привели наглядно демонстрирует умение и не умение пилотов стартовать. Я бы все же сказал так ;-)
Но я бы хотел уделить внимание мощности и крутящему моменту мотора и как вы естественно правильно писали в статье, трансмиссии. Почему-то, мне кажется на старте крутить мотор до пика мощности и/или крутящего момента не правильно, а вы как думаете?
>>> Тот клип который вы привели наглядно демонстрирует умение и не умение пилотов стартовать. Я бы все же сказал так ;-)
Вот я и написал, как правильно.
>>> Почему-то, мне кажется на старте крутить мотор до пика мощности и/или крутящего момента не правильно, а вы как думаете?
Вот тут писал о переключениях: http://bikestories.ru/2008/01/25/40/
А тут о моменте и мощности: http://bikestories.ru/2008/01/15/m-m/
С переключениями все же зависит чего именно мы хотим добиться. Максимально быстрый разгон до 100-150 к примеру на моем бмв это между 5 200 и 6 200 соответственно пику крутящего момента и пику максимальной мощности.
Если мы хотим разогнаться до предельной скорости, то быстрее всего будет это вводить последние 3 передачи близко к красной зоне.
Если мы хотим плавно, но динамично тронуться, то на первых передачах разгоняемся 3 000 на следующей передаче уже до 4 000 на следующей 5 000 на следующей 6 000.
Что до самого момента старта. К примеру у меня если бросать сцепление на 4 000, то сцепление просто пробуксовывает и старт совсем паршивый. Кстати в этом году сменил сцепление и новое то же самое делает.
Опытным путем пришел, что лучше всего стартовать с 2 000 оборотов. Это примерно 25% оборотов. Надо признать, что на оборотистых моторах стартуют примерно с 4 000 оборотов. Это чуть больше, примерно 30% от общих оборотов.
И надо признать, по ютубовским роликам, что даже 400-ки умудряются разогнаться в первые 60км/ч весьма быстро, стартуя не в слишком высоких оборотах, за пару секунд, хотя их крутящий момент и мощность по моим меркам ощутимо слабей.
ИМХО.
Еще во избежание вилли рекомендуют приподыматься с сиденья, таким образом сильнее давя на подножки. Ну и за руль естественно не держаться сильно, а сжимать коленями бак.
Про подножки еще не проверял, только недавно узнал, а вот насчет руля проверял на практике. Если держаться в основном руками, то переднее в воздух поднимается значительно раньше, чем когда руки расслаблены, а тело от передвижения назад удерживаем ногами.
Некоторые рекомендуют упираться в ступеньку сзади сиденья, но тогда вес слишком далеко от бака, опять же переднее колесо поднимается раньше.
Энди Иббот еще в своей книге рекомендует ноги как можно скорее на подножки ставить, тем самым мы центр тяжести понижаем, та же логика что и с привставанием.