Предисловие, благодарности, и введение

ПРЕДИСЛОВИЕ

Forewords 2

Немногие могут поспорить в количестве пройденных внедорожных миль с Кеном Фотом (в центре, на фото с Рэнди Хоукинсом (слева) и Малькольмом Смитом). Он работает главный редактором «Dirt Rider», катается по бездорожью всего света, включая Африку, Коста Рику и Перу, принимает участие в соревнованиях по мототриалу, подъему на холм, мотокроссу, и в International Six Days Enduro.

В 2003 году я давал интервью для программы «60 минут», в котором попытался объяснить, почему я так сильно люблю мотоциклы. Адреналиновому маньяку 34-х лет от роду довольно трудно объяснить 60-тилетнему прожженому репортеру CBS, побывавшему на многих войнах, зачем мы лезем в грязь при каждом удобном случае. Мы говорили два часа, и, я думаю, в конце концов мне удалось ему что-то втолковать. Мне же эта беседа помогла вспомнить, как все начиналось, и наметить новые цели в моем мотоциклетном будущем.

Я рассказал, как мое отношение к мотокроссу менялось с годами. В юности я был просто помешан на гонках, но при этом ничего не понимал в мире офф-роуда. Во время учебы в колледже мотокросс был скорее отдыхом, некоторой умственной разгрузкой. Однако, в то время я многому научился. Я узнал, как планировать бюджет и принимать решения, я понял, что такое мотивация, я научился побеждать и проигрывать, приносить жертвы и сотрудничать. Сейчас, будучи отцом 7-летнего мальчика, я вспоминаю, как мои родители использовали спорт, чтобы улучшить мои оценки и поведение.

А еще я сказал, что несколько лет назад начался новый этап моей жизни – с помощью спорта я посмотрел мир и расширил свой кругозор. В качестве редактора «Dirt Rider» и репортера телеканалов «Speed Channel» и «OutdoorLife Network», я побывал в Африке, Коста Рике, Перу, Мексике, Канаде, Испании, Англии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии и Словакии. Офф-роуд открыл мне новые страны и континенты, научил ценить семью и друзей. Он помог мне вырваться из адской череды будней и той грязи, которую мы ежедневно видим в вечерних новостях.

Я объяснил репортеру, что удовольствие не зависит от скорости, наоборот, нужно четко представлять свои возможности и не рисковать понапрасну. Именно поэтому следует постоянно совершенствовать свои навыки и знать принципы работы мотоцикла. Если же добавить к этому мотивацию и жажду приключений, вы получите идеальный рецепт удовольствия. Надеюсь, эта книга поможет вам обогатить ваш внедорожный опыт и, как и я, наслаждаться офф-роудом по полной программе.

Кен Фот, главный редактор «Dirt Rider»

БЛАГОДАРНОСТИ

Forewords 3

Джереми Макгрэт шесть раз становился чемпионом в суперкроссе. Для этого ему пришлось самому разработать и освоить множество приемов, вошедших в арсенал всех современных мотокроссменов. Он настоящий гуру нашего спорта, и его уровень скорее всего никогда не будет достигнут.

Если верить обложке, то я являюсь автором книги, но она никогда не состоялась бы без помощи многих моих друзей. Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить Кена Фота из «Dirt Rider», который познакомил меня с издательством Motorbook International, а потом поддерживал и помогал, пока я писал книгу. Без тебя я бы не справился, дружище. Хотелось бы поблагодарить Джо Бонелло, Скотта Хоффмана, Карела Крамера и Брайана Найлендера за их помощь с фотографиями, а также Ли Кланчера из Motorbook International за его понимание во время подготовки к печати моей первой книги. Первое издание этой книги готовилось к печати больше года, и это, конечно, слишком много для одного человека. До сих пор не могу поверить, что книга стала самой продаваемой среди всех книг о мотокроссе и что это уже ее третье издание.

Особенную признательность хотелось бы выразить профессиональным гонщикам, щедро делившимся со мной своим временем и опытом – Грегу Альбертину, Фреду Брамблетту, Дику Бюрлсону, Дэнни Карлсону, Рики Кармайклу, Гаю Куперу, Майку Крэйгу, Таю Дэвису, Джону Доуду, Дугу Дьюбаку, Дэнни Хэмелу, Скоту Хардену, Стиву Хатчу, Рэнди Хоукинсу, Дугу Хенри, Майку Кедровскому, Майку Лафферти, Стиву Ламсону, Рону Лечьену, Джереми Макгрэту, Скотту Плессинджеру, Чаду Риду, Ларри Роузелеру, Рику Соума, Джеймсу Стюарту, Скотту Саммеру, Шейн Ваттсу, Трэвису Уитлоку и Кевину Виндхэму.

ВВЕДЕНИЕ

Мотокросс, вместе со всеми своими разновидностями, – удивительный спорт, сочетающий технические достижения с атлетической подготовкой, тактическими хитростями и самообладанием. Уровень подготовки не важен, любой найдет для себя задачу по силам, получив в награду возможность познакомится поближе с матушкой природой. Помимо прочего, это еще и крайне увлекательное времяпрепровождение. Кататься на мотоцикле по бездорожью очень весело, поэтому мы все и занимаемся этим до сих пор.

Цель книги – помочь вам освоить приемы лучших гонщиков планеты, и тем самым улучшить технику вождения. В этом нам помогут советы Гари Семикса, в прошлом чемпиона, а теперь персонального тренера Джереми Макгрэта.

Forewords 4

Семикс владелец и тренер в собственной мотошколе. Он тренирует гонщиков со всей страны, от новичков до звезд мотокросса.

Грег Альбертин, Дик Бюрлсон, Рики Кармайкл, Гай Купер, Тай Дэвис, Джон Доуд, Дуг Хенри, Стив Ламсон, Джереми Макгрэт, Джеймс Стюарт, Ларри Вард и многие другие звезды мотокросса участвовали в фотосессиях, чтобы наглядно продемонстрировать свои приемы. Они же делятся с вами своими маленькими хитростями и секретами мастерства.

Книга охватывает все разновидности офф-роуда. Вы найдете в ней полеты суперкросса, скорости классического мотокросса, а также мир кантри-кросса и эндуро, где выживание является главной задачей.

Прежде чем осваивать новые приемы, вам нужно, во-первых, сделать так, чтобы за рулем вам было удобно, а во-вторых, стать с мотоциклом одним целым. Поэтому первые главы посвящены выбору экипировки и настройке мотоцикла под ваши особенности. Мы также расскажем вам, как учитывать погоду, чтобы вы могли ездить вне зависимости от капризов матушки природы.

Глава, посвященная стойке, является самой важной в книге, потому что именно неправильная стойка является причиной всех ошибок в вождении. Если вы вышли из стойки, вам придётся тратить время и силы, чтобы в нее вернуться. В противном случае, вам нужно будет бороться уже с мотоциклом, что неизбежно приведет к потере времени. Но если ваше тело занимает правильное положение, то все приемы выполняются гораздо эффективнее, вождение становится более естественным, и вы получаете больше удовольствия.

Следующие главы посвящены базовым приемам – торможению, ускорению, прохождению поворотов, гребёнке и прыжкам. Вам придётся их применять, какой бы разновидностью офф-роуда вы не занимались. Каждая глава, помимо основ, знакомит вас с секретами профессионалов, а также с продвинутыми приемами от Гэри Семикса.

Эти базовые приемы можно сделать более эффективными, если использовать их в сочетаниях. Торможение поможет точнее контролировать траекторию в повороте, а, скажем, правильная работа газом станет основой грамотного прыжка.

В одной книге, будь она даже трехтомником, невозможно описать все ситуации, с которыми вы столкнётесь в реальной жизни. Но если вы овладеете базовыми навыками, вы сможете применять их в любых условиях, а тот факт, что условия никогда не повторяются, и привлекает к офф-роуду так много людей.

Внедорожная часть книги познакомит вас с большинством препятствий, которые могут встретиться вам на кроссовой трассе или на соревнованиях по эндуро. Дик Бюрлсон, Гай Купер, Тай Дэвис и другие профессионалы расскажут вам как взбираться по кручам, форсировать водные преграды, преодолевать глубокие колеи, протискиваться среди деревьев в лесу и многое другое.

Надеюсь, эта книга поможет вам улучшить ваши навыки, но никогда не забывайте, что главная цель – получить удовольствие. Лишь для некоторых офф-роуд стал профессией, их зарплата зависит от места, на котором они финишируют. Для нас, простых смертных, разница между первым и последним местом заключается в куске блестящего пластика и возможностью похвастаться перед друзьями. Ставьте перед собой реальные цели и одерживайте собственные победы. Будьте на финише счастливее, чем на старте, и тогда вы поймете, что удовольствие от процесса – это лучший способ достичь следующего уровня мастерства.

Гонщики, представленные в книге

Многие суперпрофессионалы потратили свое время и силы, чтобы поделиться с вами своими секретами. Эти парни – душа нашего спорта, они посвятили себя скорости и всю жизнь ищут новые пределы человеческих возможностей. Теперь они стали сердцем этой книги.

Грег Альбертин,
Корона, Калифорния

1992 и 1993, 125сс, Чемпион мира,
1994, 250сс, Чемпион мира,
1999, 250сс, АМА, Чемпион страны

Грег Альбертин родился в Южной Африке. Он прославился на европейских трассах, прежде чем перебрался через океан. В 1995 году он начал выступать в США, однако не сразу привык к разнородным трассам в духе суперкросса. В 1999 году он заслуженно победил в величайшем спортивном сражении и стал чемпионом АМА в классе 250сс.

Дик Бюрлсон,
Траверс Сити, Мичиган

Восьмикратный чемпион страны по эндуро,
Восьмикратный победитель ISDE (International Six Days Enduro)

Король Дик Бюрлсон является воплощением настоящего эндуриста. Хлебом не корми, дай потаскать мотоцикл на себе по самым непролазным местам. Он относится к тому типу суровых парней, которые получают удовольствие от преодоления себя, слово «невозможно» отсутствует в его словаре. Он один из немногих новаторов в офф-роуде. Помимо прочего он водит группы в Moose racing и для журнала «Dirt Rider». Только Малькольм Смит и Ларри Роузелер могут сравниться с ним в популярности, но и они не могут превзойти его величия.

Дэнни Карлсон,
Сан Сити, Калифорния

1995, Гонка Чемпионов Кавасаки,
1996, 125сс, Чемпионон NMA в классе Stock Intermediate,
1996, 250сс, Чемпионон NMA в классе Modified Intermediate

Дэнни Карлсон был настолько талантливым юниором, что Хонда наняла его команду разработчиков CR80R. Сейчас Карлсон соревнуется в четырехтактном чемпионате, иногда гоняясь в чемпионате АМА в классе 125сс и в суперкроссе.

Рики Кармайкл,
Тарпон Спринг, Флорида

1997-1999, 125сс, АМА, Чемпион страны по мотокроссу,
1998, 125сс, АМА, Чемпион Восточного региона по суперкроссу,
2000-2003, 250сс, АМА, Чемпион страны по мотокроссу,
2001-2003, 250сс, АМА, Чемпион страны по суперкроссу

Рики Кармайкл – величайший мотокроссмен всех времен. 18 мая 2003 года он повторил рекорд Джереми Макгрэта по количеству побед в АМА – 89! А чуть позже он переписал рекорд, став его единоличным обладателем, и теперь неудержимо рвется к трехзначным числам побед напротив своей фамилии.

Гай Купер,
Стиллуотер, Оклахома

1990, АМА 125сс, Чемпион страны,
1994 и 1996, ISDE первое место

Настоящий шоумен, Гай завоевал множество поклонников во всем мире своими трюками в воздухе и атакующим стилем, сделавшим его легендой мотокросса и суперкросса. Позже он перенес свою воздушную акробатику в эндуро, hare scramble и кантри-кросс.

Майк Крейг,
Лэйксайд, Калифорния

1991-1993, Победитель чемпионата Мики Томпсона по ультракроссу

Майк один из самых ярких гонщиков чемпионата и наиболее талантливый прыгун. Выступая за заводскую команду Kawasaki Team Green, трижды выигрывал чемпионат Мики Томпсона, в котором также участвовали грузовики и АТВ. В 1994 году Майк выиграл Tampa Supercross.

Тай Дэвис,
Эсперия, Калифорния

1987-1988, 125сс, чемпион Калифорнии,
1987, 250сс, чемпион Калифорнии,
1990, 125сс, АМА, чемпион Западного региона,
1991, чемпион страны в четырехтактниках,
1993-1995, победитель Баха 1000,
1995, АМА, победитель национальной серии в эндуро,
1995, Гонщик года по версии «Cycle News»,
1996, чемпион Vegas to Reno,
Семикратный победитель ISDE

В 1999 году «Dirt Rider» поставил Тая Девиса на третье место в списке величайших гонщиков всех времен. Он известен как последний мотокроссмен, кто смог победить самого Джереми Макгрэта в суперкроссе. Его успехи в офф-роуде не менее впечатляющи, в составе Kawasaki Team Green он выиграл почти все внедорожные чемпионаты, включая легендарные Баха 500 и 1000.

Джон Доуд,
Чикопи, Массачусетс

Джон был включен в заводскую команду Yamaha после того, как дважды выигрывал гонки АМА в классе 250сс (Миллвилл, Миннесота и Бингхэмтон, Нью-Йорк) как частный гонщик. Сейчас он гоняется на КТМ за свою собственную команду.

Дэнни Хэмел,
Боулдер, Невада

1992-1995, Hare & Hound – чемпион,
1994, призер ISDE,
Многократный победитель Баха 500 и 1000

До своей трагической смерти в 1995 году Дэнни считался самым быстрым американцем в гонках по пустыне. Там, где нужны были высокие скорости, юный Хэмел казался непобедимым. Нам всем его не хватает.

Скот Харден,
Эль Кахон, Калифорния

Многократный призер ISDE,
Многократный победитель Best in the Desert Vet

Cкот работает вице-президентом КТМ и является самым быстрым ветераном офф-роуда. Он многократно выигрывал гонки ветеранов по пустыне, а 1983 году стал победителем ISDE в командном зачете.

Стив Хэтч,
Феникс, Аризона

1991, ISDE, чемпион в юношеском зачете,
1991, АМА, спортсмен года,
1994, АМА, National Reliability Enduro Champion,
Многократный медалист ISDE

Стив демонстрировал свои талант по всему миру в составе мощной заводской команды Suzuki. Он выиграл несколько титулов и входил в команду США на ISDE.

Стив Лэмсон,
Поллок Пайнс, Калифорния

1995 и 1996, АМА, 125сс, чемпион страны

Потрясающая работоспособность Стива принесла ему две победы в национальных чемпионатах в составе заводской команды Honda. В 1999 году он перешел в класс 250сс, став напарником самого Джереми Макгрэта по команде Сhapparal Yamaha. В 2003 году, после снижения финансирования в команде Husqvarna, он перешел в команду Suzuki, надев майку с номером 6.

Рон Лечьен,
Эль Кахон, Калифорния

1984, победитель Unadilla 250cc USGP,
1985, АМА, 125сс, чемпион страны,
1989, победитель Hollister 500cc USGP,
1989, член чемпионской команды Motocross des Nations

Природа наградила Рона талантом кроссмена так же щедро, как и Джереми Макгрэта. Плавная и безошибочная манера езды Лечьена сделала его культовой фигурой среди болельщиков. В 16 лет Рон стал самым молодым победителем суперкросса, выиграв гонку 11 Июня 1993 года. Позже он записал на свой счет еще семь побед, а также множество побед в гонках национального чемпионата.

Джереми Макгрэт,
Сан Диего, Калифорния

Мотокросс/Суперкросс,
1993-1996, 1998-2000, чемпион в суперкроссе,
1995, АМА, 250сс, чемпион страны в мотокроссе,
1991-1992, АМА, 125сс, чемпион Западного региона,
1994, член чемпионской команды Motocross des Nations

Джереми несомненно является украшением нашего спорта. На его счету беспрецендентная серия из четырех выигрышей подряд в суперкроссе 250сс (шести, если учитывать победы в классе 125сс), и выигрыш в составе заводской команды Honda всех гонок кроме одной в сезоне 1996 года. В 1998 и 1999 годах он завоевал еще два титула. Безошибочная техника и коронный отрыв от пелотона позволили Джереми стать самым титулованным спортсменов в суперкроссе. В 1995 году он утер нос критикам, сомневавшимся в его возможностях в классическом мотокроссе, став чемпионом страны в классе 250сс. Макгрэт расстался со спортом 3 января 2003 года. Он 73 раза побеждал на стадионах в классе 250сс, вряд ли этот рекорд когда-нибудь будет побит.

Рик Соума,
Лонг Бич, Калифорния

Рик работал механиком в частных командах, и даже крутил гайки для самого Тая Дэвиса в 1995 году. Сорокалетний опыт Рика делает его неисчерпаемым кладезем знаний.

Скот Саммерс,
Петербург, Кентукки

1989 и 1996, победитель ISDE,
1990, 1992-1994, АМА, победитель Grand National Cross-Country,
1990, АМА, спортсмен года,
1990, 1991, 1993 и 1995 Hare & Hound – чемпион

Скот и его механик Фред Брамблетт являются лицом и главной движущей силой заводской команды Honda в лесных гонках. Они стали легендой, регулярно приводя к победе четырехтактный Honda XR600R.

Трэвис Уитлок,
Элизабет, Колорадо

1990 и 1998, чемпион мира по подъему на холм,
Четырехкратный чемпион Канады по подъему на холм,
Девятикратный чемпион Северомериканской ассоциации по подъему на холм,
Восьмикратный №Great American№ чемпион по подъему на холм

Трэвис – один из самых титулованных спортсменов за 85 летнюю историю этого экстремального вида спорта. Помимо прочего, он единственный, кто победил Джереми Макгрэта во время соревнований по подъему на холм в 2003 году в Биллингсе, Монтана.

Ларри Роузелер,
Эсперия, Калифорния

1973-1976, АМА, Чемпион District 37,
1989, АМА, Hare & Hound – 250сс чемпион,
1991, АМА, National Reliability Enduro Champion,
1985, CMC, чемпион страны в классе четырехтактников,
13-ти кратный медалист ISDE (10 золотых, 2 серебряные и 1 бронзовая медали),
10-ти кратный победитель Баха 1000

До наступления эры Тая Дэвиса, Ларри доминировал на трассах офф-роуда в составе заводских команд Husqvarna и Kawasaki Team Green. За свою карьеру он выиграл несколько титулов в Бахе в одной команде с Дэвисом.

СОВЕТЫ ОТ ГЭРИ СЕМИКСА

Более десяти лет Гэри гонялся сам за разные заводские команды и вот уже более десяти лет он тренирует мотокроссменов, как начинающих, так и титулованных. Все эти годы от создавал и оттачивал приемы вождения с помощью своего звездного ученика Джереми Макгрэта. Советы Семикса, собранные в этой книге, являются результатом его многолетней работы.

Свои приемы Гэри называет абсолютными, потому что без них спортсмен не сможет прогрессировать. Они разработаны специально для мотокросса, но их можно применять в любой внедорожной мотодисциплине.

Каждый гонщик имеет собственный стиль, но все эти стили в своей основе имеют приемы Семикса. К примеру, вы любите проходить поворот максимально широко, чтобы не терять скорость. Отличный прием, вот только он не работает при большом траффике на трассе. Или напротив, вам нравится тормозить пожестче перед поворотом, а потом агрессивно ускоряться. Отличный способ обгона, жаль только, что приходится терять скорость, а после рисковать, снова ее набирая.

Оба приема являются абсолютными, а вот насколько часто вы применяете тот или другой и формирует ваш личный стиль. Например, проход поворота на большой скорости подразумевает легкое использование заднего тормоза, в то время как гонщик, который ломает углы вынужден использовать оба тормоза, чтобы точнее заправить байк в поворот.

(Square off – термин будет встречаться часто, как я понял, этот прием заключается в следующем. Гонщик входит поворот быстро, потом тормозит, ломая байк, и снова ускоряется на выходе из поворота. То есть его траектория представляет собой не плавную кривую, а ломаную из двух отрезков. Возможно есть устоявшийся термин, если нет предлагаю «ломать угол» поскольку слово «срезать» имеет в спорте негативные коннотации — прим. переводчика)

Основными принципами мотокросса являются сохранение оптимального положения центра тяжести и уверенное владение всеми пятью органами управления.

Правильное положение центра тяжести достигается изменением стойки. Это значит, что тело должно занимать правильное положение в правильное время. Как только вы научитесь это делать, мотоцикл превратится в продолжение вашего тела и вы с ним потечёте по трассе как река, от поворота к повороту. Вы поедете быстрее, получая при этом больше удовольствия и прикладывая меньше усилий.

Органы управления состоят из газа, переднего и заднего тормозов, сцепления и коробки передач. Насколько точно вы контролируете каждый из них, настолько послушен мотоцикл. Вам придётся научиться использовать некоторые органы управления одновременно и свести к минимуму переходы между ускорениями и торможениями.

Правильная стойка является тем фундаментом, на основе которого вы сможете занять правильную позицию при любых обстоятельствах. Уверенное владение органами управления поможет вам преодолеть любое препятствие – от поворота до трамплина.

Эта книга научит вас основным приемам мотокросса. Помните, чемпионы побеждают потому, что они используют их эффективнее соперников. Эти приемы стали для них рефлексами. Повторенье – мать ученья. Чем больше вы тренируетесь, тем лучше ездите.

Гэри Семикс

Гэри Семикс 10 лет выступал за заводские команды и вот уже 20 лет владеет школой мотокросса, в которой сам и тренирует. Он наиболее известен как тренер нескольких выдающихся спортсменов, включая Джереми Макгрэта.

Forewords 6

Семикс и Макгрэт изучают трассу суперкросса Yamaha в Калифорнии.

Гэри родился в Лиссабоне, Огайо, и вырос на ферме родителей. С 17 лет он гонялся профессионально. Он выступал в серии Trans-Am, мотаясь на соревнования по всей стране. В 1972-1981 годах Гэри сменил пять заводских команд – Can-Am, Honda, Husqvarna, Kawasaki и Suzuki. Гэри был сильным гонщиком и стабильно финишировал в десятке. В 1974 году он выиграл чемпионат по суперкроссу в классе 500сс для Husqvarna, несколько национальных чемпионатов и финишировал вторым и третьим в Серии 500 в 1976 и 1979 годах.

В 1982 году Гэри стал выступать в 500сс World Championship Grand Prix. Гонки проходили во многих странах мира, в них состязались лучшие гонщики планеты. Лучшим годом для Гэри стал 1982, когда он занял почетное седьмое место. После трех лет гонок по всему свету, Семикс решил, что пришло время вернуться домой и начать новую жизнь.

Гэри открыл школу мотокросса в 1985 году. Тренерская работа стала его призванием, и, чтобы охватить спортсменов со всей страны, он создал свой видеокурс.

Forewords 5

Семикс (справа) является личным тренером многократного чемпиона Джереми Макгрэта. Они начали работать вместе, когда Джереми был любителем.

В 1987 году Гэри начал работать с 16-ти летним пареньком по имени Джереми Макгрэт, которому было суждено стать легендой нашего спорта. Гэри также помогает таким звездам, как Стив Лэмсон, Эзра Ласк, Брайан Швинк, Кайл Льюис и Майк Браун.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *