ГЛАВА 1. ЭКИПИРОВКА. Выбор самого необходимого

Chapter 1 1

Экипировка не только защищает от травм, но и нарядно выглядит. Джеймс «Бубба» Стюарт, экипированный в Fox, на стадионе Anaheim Supercross

Езда на мотоцикле без дорог сопряжена с опасностями. Степень риска может меняться, но он присутствует всегда. К счастью, за последнее время производители значительно улучшили качество продукции и продают большое количество высокотехнологичной экипировки и защиты для мотокросса. Но не надо питать иллюзий. Даже одевшись в защиту с ног до головы, вы все равно можете получить травму.

Экипировка защищает только от легких повреждений. Никакая, даже самая последняя и дорогая защита, не даст вам гарантий неуязвимости. Поскольку на рынке огромное количество экипировки, а прогресс шагает вперед семимильными шагами, выбор будет не легким. Походите по магазинам, поговорите с продавцами, поспрашивайте у друзей, в общем, подойдите к покупке со всей серьезностью.

Чтобы немного помочь вам на начальном этапе и написана данная глава.

Шлем

Шлем – важнейший элемент защиты, это очевидно. Его конструкция позволяет поглощать часть энергии, возникающей при ударе.

Большинство производителей считают, что шлем должен плотно и в то же время удобно сидеть на голове, но ни в коем случае не болтаться на ней. Если у вас есть вопросы по подбору шлема или по его защитным свойствам, свяжитесь с производителем, каждый из них имеет собственные рекомендации.

Chapter 1 2

Шлемы для офф-роуда бывают всех размеров, форм и раскрасок

Давно прошли те времена, когда все шлемы были открытыми, одноцветными и невентилируемыми. В современном шлеме можно найти регулируемый визор, вентиляционные каналы, красивую раскраску, зажим для резинки очков и съемные внутренности. На рынке так много моделей, что невозможно перечислить все, поэтому упомянем лишь самые популярные.

Прежде всего, это Shoei VFX-R. Это один из самых дорогих шлемов, а стоит он $400, но одновременно и самый удобный, и самый легкий. VFX-R оснащен съемными внутренностями и обладает дополнительным вентиляционным каналом в подбородочной дуге.

Bell выпускает несколько неплохих моделей, включая топ-серию Moto 7. Даже в рамках одной серии вес может меняться от модели к модели, поэтому выбирайте шлем полегче, зачем вам лишняя нагрузка на шею. Другая особенность этих шлемов – в посадке на голове, многим они давят на уши и щеки, так что мерить обязательно. Зато Bell может похвастаться приемлемой ценой, красивой графикой и большим количеством реплик, включая и шлем самого Макгрэта.

Марка Arai тоже весьма популярна, особенно после того, как у них появилась линейка с отстегивающейся подбородочной дугой. Конечно, большинство мотоциклистов никогда ее не отстегивают, но вот те, кто катается по лесу пользуются этой возможностью, чтобы улучшить вентиляцию. Как правило, шлемы Arai очень удобны и хорошо сидят на голове.

AXO, KBC, HJC, Fox и O’Neil тоже производят качественные шлемы.

При выборе шлема не стоит гнаться за дешевизной. Кроме того, имейте в виду, что вскоре вступят в силу новые требования к шлемам, которые повлияют на форму и размер шлемов.

Шлем сконструирован с учетом того, что вы застегнете его под подбородком, иначе он просто не сможет защитить голову. Застежка должны быть плотной, но не тугой, шлем должен надежно фиксироваться, чтобы не слетать в головы во время движения или при падении. И это не шутка, такое случается сплошь и рядом.

Очки

Сущность нашего спорта подразумевает обяззательную защиту глаз. Камни, песок, грязь, прутья, кусты и ветки могут ослепить гонщика на время, а то и насовсем. Помимо прочего, очки защищают глаза и от ветра.

Подгонка очков под погодные условия

Матушка природа может быть совершенно безжалостной. Вот вы валите на все деньги по утоптанному суглинку, а через пять минут уже вытаскиваете мотоцикл, засевший в грязь по самые оси. Так что очки, так же как и настройки байка, нужно подбирать по погоде. Ведь ограниченная видимость снизит вашу скорость, а то и вовсе заставит остановиться.

Многие думают, что подготовка очков сводится к протиранию их мягкой тряпочкой. Эти люди просто не знают о всех возможностях, таких как Turbofans (очки с микровентиляторами для обдува стёкол с целью предотвращения запотевания), кассеты Tear-Offs — сдирающиеся плёнки для мгновенной очистки очков от грязи, кассеты Roll-Offs – перематывающиеся пленки, огромном выборе оправ и линз и так далее. Лучший способ узнать, что именно вам нужно – это экспериментировать. Одолжите аксессуары у приятеля или купите у дилера и попробуйте их в разных комбинациях.

Выбор оправы

Chapter 1 3

Оправы выпускаются самых разных форм и размеров – от тех, что носятся поверх обычных очков, до маленьких детских. Главное, чтобы они были удобны при использовании со шлемом и не ограничивали боковое зрение

Сейчас продается много разных оправ – детские, взрослые, специальные оправы, чтобы надевать их поверх обычных очков с диоптриями. Обязательно примерьте оправу с надетым шлемом – она должна хорошо сидеть и не мешать боковому зрению. Оправа должна плотно прилегать к лицу, чтобы всякий мусор не попал через щели в глаза. Ну и конечно, в ней должно быть удобно.

Выбор стекол

Chapter 1 4

Оправу можно оснастить самыми разными стеклами – от тонированных в разные цвета, до незапотевающих

Производители очков выпускают также самые разные стекла. Они отличаются по цвету и плотности тонировки, чтобы можно было подобрать подходящие с учетом освещенности. А еще они бывают разной толщины – толстые стекла меньше запотевают.

Прозрачные стекла — Наиболее популярны, используются во всех дисциплинах офф-роуда

Серые или дымчатые – Компании Scott U.S.A., Smith Sport Optic и Oakley советуют использовать их при ярком солнце

Оранжевые — Smith Sport Optic рекомендует использовать их в облачную погоду для езды по грязи и пыли, а также в дождь.

Желтые – Smith Sport Optic рекомендует использовать их для езды по грязи и пыли в облачную погоду, а также в дождь. Кроме того, в компании считают, что это лучший выбор для ночной езды.

Градиентные – Прозрачные стекла с темной полосой наверху. Их действие сродни бифокальным очкам. Если вы держите голову прямо, это обычные прозрачные стекла, но стоит вам немного наклонить голову, и они превращаются в затемненные.

Зеркальные – Лучший выбор, если нужно ехать по пыли под ярким солнцем.

Двойные – Два стекла склеены вместе, такая конструкция предотвращает запотевание.

Незапотевающие – Стекло одно, в нем по краям просверлены небольшие отверстия, обеспечивающие вентиляцию. Отверстия прикрыты микрофиброй, чтобы предотвратить попадание пыли в глаза.

Маски

Маски были особенно популярны в начале 80-х, когда закрытые шлемы были редкостью. Как правило, они крепились к очкам и заканчивались у подбородка, защищая лицо водителя от летящих предметов. Большинство компаний, производящих очки, выпускают маски до сих пор, для клиентов, предпочитающих открытые шлемы. В продаже также есть так называемые полумаски, для использования с зарытым шлемом. Они заканчиваются у рта и особенно полезны на каменистых трассах.

Пленочные кассеты Tear-Offs и Roll-Off

В сырую погоду видимость ухудшается. Хорошего куска липкой грязи достаточно, чтобы полностью залепить очки. Tear-off и roll-offs призваны бороться с этой напастью. Устройcтва отличаются конструкцией, но принцип работы у них одинаковый. В основе лежит кусок ультратонкого пластика, прикрывающего стекла очков, который заменяется по мере загрязнения. Tear-off состоит из нескольких кусков пластика, число их может доходить до десяти. Чтобы улучшить видимость, достаточно левой рукой, потянуть за петлю около очков – внешний кусок пленки оторвется вместе с залепившей его грязью.

Chapter 1 5

Кусок грязи, вылетевший из-под колеса, может залепить очки и лишить вас зрения. Вариантов два – проигрывать гонку за гонкой, или оснастить очки системой roll-off или tear-off. Tear-off чистят всю поверхность стекол, но перезарядки хватает только на пять-десять раз. В roll-off (на снимке) загружается целых десять метров пленки, но она, к сожалению, очищает только узкую полосу

В случае roll-offs пленка свернута в рулон и помещена в герметичный контейнер, крепящийся к очкам справа. Слева крепится приемный механизм и подпружиненной веревочкой. Если дернуть за веревочку, пленка перемотается ровно на столько, чтобы сменить заляпанную часть на чистую. Устройство рассчитано на 25-30 перемоток. К недостаткам можно отнести тот факт, что пленка покрывает не всю площадь очков, а только полосу шириной в 1 ? дюйма, так что обзор все равно будет несколько ограниченным.

Roll-offs лучше использовать с Smith’s Roll-Offs visor. Это самоклеющаяся пленка, которая закрепляется под оправой и препятствует попаданию грязи между пленкой в Roll-off и стеклами очков.

Корректирующие очки

Калифорнийская компания Pro-Vue выпускает очки со стеклами, подходящими для коррекции различный проблем зрения. Pro-Vue работает со всеми крупными производителями очков, roll-offs и tear-offs.

Пыле- и водоотталкивающие средства

Если вам нужно ехать под дождем, воспользуйтесь автомобильным средством Rain-X. Просто распылите его на внешнюю поверхность стекол очков и поезжайте. Rain-X имеет водоотталкивающие свойства, он прекрасно справляется как с дождем, так и со снегом.

Пыль, как и вода, проникает повсюду, что делает ее крайне неприятной субстанцией. Бороться с ним поможет Mr. Moto Quick Polish. Распылите средство на стекла и отполируйте тряпочкой для протирки очков. Внутреннюю сторону тоже обработайте, на случай, если пыль проникнет через поролон оправы.

Для борьбы с запотеванием стекол выпускаются салфетки, пропитанные специальным составом. Протрите очки такой салфеткой снаружи и изнутри, помимо прочего состав поможет почистить стекла.

Перчатки

Руками вы не только крутите руль, но и работает с газом, передним тормозом и сцеплением, поэтому перчатки должны быть абсолютно удобными. Они должны плотно сидеть на руке, но ни в коем случае не стеснять движений, особенно в районе оснований пальцев. Перчатки не должны быть вам велики, потому что избыток материала снизит чувствительность рук. Они должны плотно охватывать запястья, чтобы всякий мусор не попал вовнутрь. Некоторые модели имеют специальный ремешок для запястья. Удачное решение, если не затягивать его слишком туго.

При покупке попробуйте перчатки от разных производителей. Как правило, кроссовые перчатки снабжены мягкими вставками на ладонях и двухслойным верхом. В зависимости от этих особенностей, посадка перчаток на руке может меняться.

Большинство производителей выпускают легкие матерчатые перчатки для грязи, оснащенные резиновыми накладками на ладонях, предотвращающими скольжение.

Джерси

Большинство спортсменов выбирают джерси на размер больше, чтобы она не стесняла движений. Делают их, как правило, их хлопка, последнее время некоторые компании, например MSR, экспериментируют с современными дышащими водонепроницаемыми материалами.

Некоторые гонщики специально растягивают эластичные обшлага фуфаек, чтобы они не мешали циркуляции крови. Кое-кто их просто обрезает, как, например, Рон Лечьен.

Если цена в $30-75 за джерси кажется вам слишком высокой, поговорите с дилером, возможно он продаст прошлогоднюю модель со скидкой. А такие компании как Fox Racing выпускают специальные малобюджетные линейки одежды, мало чем уступающие более дорогим вещам.

Пояс

Пояс поддерживает спину в районе поясницы и удерживает внутренние органы на своих местах. Пояс следует застёгивать поплотнее. Он надевается поверх фуфайки, но под штаны.

Хотя на первый взгляд пояса кажутся одинаковыми, это не так, Они выпускаются разных форм и размеров, сделаны из разных типов ткани, а некоторые даже усилены пластиковыми вставками. Примеряйте пояс с надетой черепахой или панцирем, некоторые модели плохо сочетаются друг с другом.

Панцирь

Он призван защищать вас от предметов, вылетающих из под колес других гонщиков. Некоторые модели снабжены накладками на плечи, они, по идее, должны защищать не только грудь, но и плечи, однако производители ничего не говорят об их эффективности.

Черепахи выпускаются всех размеров и уровней защиты, поэтому всегда можно подобрать вариант, обеспечивающий требуемую защиту и не стесняющий движений.

Линия Zoom от Acerbis имеет специальные пластиковые накладки, защищающие зону почек. Эта же фирма выпускает специальную линию Lady Proton для женщин.

Помимо обычных панцирей, закрывающих верхнюю часть торса спереди и сзади, некоторые компании выпускают модели, полностью закрывающие перед. Довольно распространена модульная конструкция черепах (например от Answer, AXO и Malcolm Smith), позволяющая при необходимости снимать защиту с рук и спины.

Штаны

На заре нашего спорта штаны шились исключительно из кожи, поскольку в то время она была наиболее прочным материалом. Со временем кожа стало слишком дорогой (не говоря уже о том, что в ней слишком жарко летом), что заставило производителей подыскать ей альтернативы в виде синтетических материалов. С конца 70-х все штаны делаются из нейлона с подкладкой из полиэстера, со съемной защитой на бедра и колени.

Модели разных производителей идентичны по функциям, чего нельзя сказать о размерах и крое. Обязательно меряйте штаны перед покупкой, чтобы убедиться, что они не жмут в бедрах, коленях и паху. Не нужно покупать тесные штаны, но не нужно покупать и слишком свободные. Выбирайте модели сшитые двойной строчкой, они более прочные.

Цены лежат в диапазоне $100-200 , в зависимости от размера, модели и марки. Большинство моделей стоят в районе $170, однако Fox Racing, Thor, MSR и некоторые другие компании имеют в своей программе дешевые линейки, модели которых уступают более дорогим только количеством нашитой графики, но почти не проигрывают в защитных свойствах.

После примерки внимательно осмотрите выбранный экземпляр. Контроль качества на предприятиях достиг невиданных высот, тем не менее иногда попадаются кривые швы и неправильный раскрой.

Наколенники

Защита коленей бывает двух видов – накладки, которые идут в комплекте со штанами и специальные наколенники, которые стали особенно популярны в последнее время. Подобрать их можно на любой бюджет. Если у вас была травма колена, то возможно ваша страховка покрывает покупку наколенников, проверьте этот момент прежде чем полезете в карман за кошельком.

Chapter 1 6

Наколенники приобретают все большую популярность. Эта модель от Asterisk стоит $600 и является хорошей альтернативой заказным Cti2 от Innovation Sport

Большинство компаний шьют штаны так, чтобы они поплотнее охватывали колени и прижимали к ним стандартные накладки, поэтому если вы планируете использовать только специальные наколенники, возьмите их с собой на примерку новых штанов. Чтобы наколенники не натирали кожу, надевайте высокие носки. Более десяти компаний выпускают наколенники для мотокросса и других экстремальных видов спорта, но если вы не найдете себе готовую модель, можно изготовить наколенники на заказ.

Сапоги

Сапоги для офф-роуда делаются исключительно прочными. Их конструкция позволяет вашим стопам и лодыжкам переносить сильные удары. Обратная сторона медали – они очень жесткие, особенно по сравнению с теннисными туфлями и повседневной обувью. Хорошие сапоги абсолютно необходимая вещь в вашем гардеробе, потому что ноги испытывают колоссальные нагрузки. Это тот самый случай, когда не надо гнаться за дешевизной.

Одной из самых популярных моделей является Alpinestars Tech 8, потому что они очень удобны. Модель Tech 6 среднего ценового диапазона тоже пользуется хорошим спросом. Ее можно купить примерно за $200 в ближайшем магазине спорттоваров. Сапоги от Alpinestar столь популярны, что такие фирмы как MSR размещает у них заказы на изготовление обуви под своей маркой.

Sidi предлагает сапоги с уникальной системой Sole Replacement System. Эта опция стоит всего $20, с ней вы можете заменить подошвы, стертые о подножки.

Chapter 1 7

Некоторые гонщики вставляют в сапоги стельки, смягчающие удары. Стоят такие стельки $15

Неплохим дополнением к сапогам являются специальные стельки, позволяющие смягчать удары после особенно жестких приземлений.

Носки

Большинство спортссменов предпочитают тонкие и длинные хлопчатобумажные носки, полностью закрываюшие икры. Обычные носки, как правило, приводят к потертостям. Длинные носки выглядят немного странно в летнюю жару, зато в них ноги остаются сухими и получают дополнительную поддержку.

Носки, изготовленные из современных тканей, особенно полезны зимой. Ткань, содержащая полипропилен, отводит влагу от кожи – ценное качество для длительных заездов. Такие носки можно надевать под теплые и толстые.

Куртка

Куртка должна защищать от холода и дождя. Большинство современных курток для офф-роуда используют ткань Gore-Tex, которая не препятствует потоотделению, но защищает от дождя.

Chapter 1 8

Офф-роудные куртки предназначены для защиты от стихии. Большинство из них сделаны из водонепроницаемых и дышащих материалов, так что вы останетесь сухим в любых обстоятельствах

Очень важно поддерживать температурный режим. Неопытные мотоциклисты одеваются слишком тепло, забывая, что тело разогревается во время езды. Лишние слои одежды затрудняют движения и замедляют реакции.

Для лучшего контроля за температурой многие производители выпускают модели с отстёгивающимися рукавами, позволяющими превратить при необходимости куртку в жилетку.

Куртки для эндуро оснащены множеством карманов, в них можно положить карту, запчасти, немного еды и другие необходимые в дороге вещи. Наиболее изощренные куртки имеют встроенную сумку на поясе, ее можно снять в жаркую погоду и повесить на пояс. Некоторые модели оснащены карманом для емкости с питьевой водой и даже компасом.

Chapter 1 10

Даже в холодную погоду питьевая вода не будет лишней. Многие используют системы, крепящиеся на спину, в них входит несколько литров воды. Некоторые цепляют велосипедные бутылочки к поясной сумке

Поясная сумка

Это совершенно необходимая для офф-роуда вещь. Запчасти и инструменты, заботливо положенные в нее, станут единственной возможностью починить мотоцикл на маршруте. Важно не переборщить с количеством запчастей, чтобы сумка не стала слишком тяжелой. Если место останется, захватите с собой тряпку, она может пригодиться.

Chapter 1 9

Поясные сумки очень полезны и в гонках, и на маршруте. Инструменты и запчасти в ней – ваша единственная надежда в случае поломки мотоцикла. Лучше всего использовать комбинированные инструменты, они занимают меньше места

Подгоните сумку так, чтобы она не болталась при езде. Положите туда крестовую и шлицевую отвертки, плоскогубцы, кусачки, свечу (свечи) и свечной ключ, ключи и/или головки на 8, 10 и 12, нож, бечевку, изоленту, проволоку для дополнительного законтривания крепежа, замок для цепи, права, деньги на непредвиденные расходы, шоколадный батончик, и немного запасных болтов и гаек. Многие инструменты выпускаются в комбинированном виде, они занимают меньше места.

Как правильно одеваться

Рано или поздно вам придётся столкнуться с плохой погодой – жарой, холодом или бурей. В этом случае самое главное – правильный выбор одежды.

Жара – самый простой случай, потому что вы можете раздеться до самого необходимого. Существует специальные вентилируемые джерси, но можно просто проделать в обычной джерси сотню-другую дырочек с помощью обычных ножниц.

Бороться с жарой помогут емкости для воды, которые крепятся на спину. Существуют небольшие емкости, типа велосипедных, которые крепятся на бедро.

Выбор одежды для холода гораздо сложнее. Тут важно не только не замерзнуть, но и не вспотеть, потому что в сырой одежде вы непременно замерзнете рано или поздно.

Чтобы всегда было тепло и сухо, нужно надевать несколько тонких слоев одежды вместо одного толстого и использовать одежду из современных тканей. Если вам станет жарко, вы просто снимете один или несколько слоев. На длинном маршруте полезен рюкзак, в который можно сложить лишнюю одежду.

Современные ткани, такие как Gore-Tex, отводят пот от тела и при этом защищают от дождя. Первый слой одежды должен быть из полипропилена, потому что эта ткань не впитывает влагу, а выводит ее наружу. Правильная одежда не позволит холоду испортить вам отработку длинных скольжений в стиле Скотти Паркера. Полипропиленового белья и фуфайки с Gore-Tex вполне достаточно для покатушек при -5 градусах.

Если вы катаетесь в холодную погоду, включите в свой гардероб следующие вещи:

  • Термобелье из полипропилена (штаны и футболка с длинными рукавами)
  • Водолазка (опционально)
  • Джерси с Gore-Tex
  • Штаны с Gore-Tex (обработайте их водоотталкивающим составом, например 3M Scotchgard)
  • Носки из полипропилена
  • Толстые шерстяные носки
  • Тонкие перчатки, например от UnderWEAR (надевайте их под обычные)
  • Куртка (лучше Gore-Tex и с отстегивающимися рукавами)

Помните, что на остановках вы мерзнете сильнее, чем при движении, поэтому в дальние поездки берите с собой запасную одежду.

Одежда с Gore-Tex недешева, но она стоит своих денег. Во-первых, она гораздо комфортабельнее обычной, а во-вторых, она довольно прочна, так что ее хватит надолго. Она отлично подходит для холодных и дождливых дней. В теплую сырую погоду некоторые используют Pak-Jak от MSR и переходят на куртки с Gore-Tex, как только становится холоднее. Штаны можно надевать обычные, из нейлона, или с Gore-Tex, например MSR Pak-Pants.

Термобелье, включая носки и перчатки, можно купить в любом приличном магазине туристического снаряжения.

Советы мастеров

Джереми Макгрэт – Убедитесь, что поролон оправы не порван, иначе через дырку внутрь очков попадет какой-нибудь мусор, и у вас будут проблемы со зрением

Рики Кармайкл – При любой погоде надо иметь хотя бы парочку tear-offs. Нет ни одного повода не использовать них во время гонки.

Майк Хэли – В жару я повязываю бандану, которая собирает пот. С ней я уверен, что капли пота не попадут в глаза.

Дэнни Карлсон – В грязевой гонке я приклеиваю несколько tear-off поверх кассет roll-off. На старте и на первом круге в лицо летить больше всего грязи, особенно если стартовал не очень удачно. Именно в этот период tear-off обеспечивают хорошую видимость, а потом у меня еще остается 10 метров пленки в roll-off на остальную дистанцию.

Стив Лэмсон – В районе стартовой линии лучше хранить очки в чехле, чтобы они не запачкались раньше времени.

Рик Соума – Если дорога очень пыльная, я пропитываю поролон очков детким маслом, чтобы пыль не попала вовнутрь. Тот же принцип, что и с воздушным фильтром мотоцикла.

Дик Бюрлсон – Я довольно долго не пользовался очками. Потом мое зрение ухудшилось и мне пришлось заказать кроссовые очки с диоптриями. Тогда то я и оценил их удобство. Позже сделал операцию по коррекции зрения, но все равно надеваю очки в грязевые гонки. Если грязи немного, я использую не кроссовые, а спортивные солнечные очки от Moose Racing, потому что они не запотевают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *