Огромное разнообразие дорожных условий придает офф-роуду особую привлекательность. Всегда приятно найти препятствие и преодолеть его
Под колесами байка в ваших поездках могут оказаться самые разные типы грунта – песок, глина, камни, грязь, укатанный проселок или чернозем, дно реки, корни деревьев и многое другое, причем на разных скоростях и углах наклона, и в любую погоду. Если пополнить список температурой, сыростью, снегом, ветром, влажностью и другими сюрпризами матушки природы, мы получим огромное разнообразие дорожных условий.
Главное правило – никогда не превышайте комфортную вам скорость, особенно на незнакомой местности. Трассы мотокросса и суперкросса создаются людьми, узкие тропинки бездорожья создаются матушкой природой, они полны естественных ловушек, и за превышением собственных возможностей неизбежно следует наказание. Поэтому очень важно ехать так, чтобы у вас всегда было достаточно места для торможения в случае появления неожиданных препятствий.
На незнакомой местности будьте особенно осторожны. Не гоните с самого начала, постарайтесь привыкнуть к ней, научитесь ее читать. Ниже вы найдете список того, с чем можете повстречаться.
Высохшая грязь
Засохшая грязь выглядит занятно, но при этом довольно опасна. Как правило, она легко ломается, но иногда выдерживает вес байка, затрудняя управление
Некоторые типы грязи покрываются под палящим солнцем растрескавшейся коркой, которая легко ломается под колесами. Держит она довольно посредственно, а в некоторых условиях становится откровенно скользкой, так что поаккуратнее с поворотами и торможением. Свойства корки зависят от ее толщины. Если она очень толстая, то не проламывается, а скользит по поверхности, которая под ней. Будьте осторожны.
Колючая проволока
Бойтесь колючей проволоки, ее трудно заметить даже на низкой скорости. Фермеры, ранчеро и прочие владельцы собственности очень любят обносить ей свои владения
Она опасна и для гонщика и для мотоцикла. Она может проколоть колесо, запутать мотоцикл или сбросить вас с седла. Ее трудно заметить, поэтому обращайте внимание на косвенные признаки. Посмотрите на мусор вдоль дороги, будьте особенно внимательны, когда катаетесь около ферм и прочей собственности, которая может делиться на части. Цепочка столбов явно указывает, что колючая проволока где-то тут.
Кусты
Большинство кустов безопасны, но расслабляться не стоит, в них могут прятаться огромные валуны или глубокие ямы. Если вы станете бездумно ломиться, они могут сбросить вас на землю.
Кактусы
Если ваши руки выглядят так, будто их терли на терке вместо сыра, значит вы близко познакомились с кактусами. В фильмах все кактусы выглядя угрожающе, в реальной жизни они часто маскируются под безобидные создания, особенно в период цветения. Собираетесь погонять по пустыне? Постарайтесь узнать как на самом деле выглядят кактусы.
Спуски
Спуститься с крутой горы всегда непросто, а особенно, если она возникает перед вами внезапно. Тормозить нелегко, да и сам вид 70-футовой крутизны не добавляет уверенности. Если вы катаетесь по гористой местности, всегда будьте настороже.
Обрывы
Главное, чтобы они не застали вас врасплох. Если впереди по курсу внезапно пропадает земля, не надейтесь, что она также внезапно там появится. Лучше замедлитесь и осторожно разведайте, что и как.
Пыль
Главное – не ездите вслепую. Если облако пыли слишком густое – замедлитесь или вовсе остановитесь на обочине. Только не сидите в клубе пыли посреди дороги, это верный путь на больничную койку. Во время гонки старайтесь держаться в стороне от траектории (если, конечно, это безопасно), часто бывает, что пыль висит узким облаком.
Туман
Тут все то же, что и с пылью. Замедлитесь, а при необходимости и вовсе остановитесь. Туман может ухудшить видимость до нуля, что ставит его в один ряд с самыми опасными погодными условиями.
Полная защита рук защищает рычаги при падениях и позволяет дольше держать руки чистыми при езде по грязи
Трава
Сухая трава обеспечивает хорошее сцепление, а вот мокрая – очень скользкая, считайте, что вы едете по льду. Расслабьтесь, резко не поворачивайте и будьте готовы, что колеса может снести. Персональное предупреждение ранним пташкам – роса делает траву очень мокрой!
Защита рук, используемая в мотокроссе, меньше той, что используется в офф-роуде. Модель на снимке выпускается Work Connection и предназначена для использования с хомутами, позволяющими легко регулировать сцепление
Гравий
Коварное покрытие – кажется безобидным, но, на самом деле, может сбросить вас на землю. Так что, как на любом скользком покрытии, расслабьтесь и не делайте резких движений. А еще на гравии сильно изнашивается задняя покрышка.
Этот хомут рычага сцепления (на фото он вверх ногами), позволяет отрегулировать вытянувшийся тросик прямо на ходу. Он также оснащен рычагом подсоса (hot-start lever) для четырехтактных машин. На руль он крепится через нейлоновую проставку, поэтому при падениях просто проворачивается, а не ломается
Укатанный проселок
Сцепление на нем не очень хорошее, так что тормозить, разгоняться и поворачивать непросто. Особенной опасности не представляет, но все равно не расслабляйтесь, вообще – всегда будьте настороже, вне зависимости от того, насколько комфортной кажется вам дорога. Очень многое на проселке зависит от шин. Шины для проселка имеют специальный рисунок, изготовлены из особой смеси и обеспечивают лучшее сцепление.
Щечки радиатора стоят около $70 и делают радиаторы прочнее. Их очень просто установить. Полезная и дешевая защита
Лед
Будьте особенно внимательны. Вероятность падения очень велика. Замерзшая земля такая же скользкая и твердая, как и замерзшая лужа. Купите шипованные шины или ошипуйте обычные самостоятельно, это здорово увеличит сцепление с дорогой, хотя колеса все равно будут немного скользить.
Трамплины
Полетать – это здорово, только сперва нужно точно узнать, что ждет вас в районе приземления. Прыжки в офф-роуде особенно коварны, трамплин может оказаться обрывом, под которым навалены гигантские валуны.
Животные
Увидев животное поблизости, будьте особенно осторожны, они абсолютно непредсказуемы, и поэтому всегда опасны.
Чернозем
Влажная мягкая земля – одно из самых дружественных покрытий для нашего брата. Хорошее сцепление позволяет агрессивно поворачивать и выстреливать на прямиках. Смотрите, чтобы ваша бдительность не притупилась. И не забудьте как следует оторваться!
Бревна
Бревна поперек трассы – одно из древнейших препятствий, предыдущие поколения мотоциклистов лазили по ним, когда вас еще не было в проекте. В главе, посвященной офф-роуду, вы найдете описание необходимых приемов. Если бревно кажется слишком большим для ваших навыков, перетащите байк на руках.
Шахты
Добыча полезных ископаемых была очень развита в некоторых районах страны. Сейчас шахты заброшены, и некоторые из них открыты. Если вы катаетесь в местах, где когда-то добывали уголь или золото, будьте особенно осторожны. Признаком шахты могут служить большие кучи грунта посреди чистого поля.
Грязь
Грязь – самое неприятное покрытие, требующее особенной осторожности. Помимо специального оборудования для очков, о которой мы рассказывали в первой главе, нужно еще и байк готовить особенным образом
Самое коварное покрытие. В грязи вязнут лошади вашего мотора, ломается все, что может сломаться. Она облепляет ваш байк и увеличивает его вес. Диски, колодки, цепи и звезды долго не живут. Сделайте вашу подвеску пожестче, поставьте звездочку поменьше на зуб-другой и не лезьте на рожон.
Перед выездом в грязь очень важно проверить, что корпус воздушного фильтра как следует запечатан. Если в него попадет вода, вашему двигателю не поздоровится
Для защиты от грязи многие используют специальные шайбы из пористого материала, зарывающие укромные места, в которые может забиться грязь. С ними грязь налипает гораздо меньше и не увеличивает вес мотоцикла. По словам Фреда Брамблетта, механика Скотта Саммерса, если не принять соответствующих мер, грязь может добавить до 40 фунтов веса
Грязь очень абразивна, что пагубно сказывается на тормозах. Обычно в грязи используют сплошные тормозные диски, они меньше изнашиваются. Отсутствие вентиляционных отверстий позволяет также продлить жизнь и скобе, поскольку она меньше загрязняется
Дождь
Создает кучу проблем, самое плохое, особенно для офф-роуда, что он снижает видимость. Не забывайте, что дождь превращает почву в грязь и делает дорогу скользкой.
Колея
Сюда же можно отнести и промоины, оставленные дождем. Старайтесь, чтобы колесо не попало в колею, очень трудно будет безопасно выехать. Если нужно пересечь колеи, делайте это под углом, максимально близким к перпендикуляру. Если позволяют условия, сделайте небольшой вили, это поможет переднему колесу не провалиться в колею.
Трупы
Относитесь к мертвым животным как к большим камням. Если вы наедете на такой труп, то можете перелететь через руль, или как минимум потерять контроль над мотоциклом. Если невозможно избежать наезда, перенесите вес тела назад и поддайте газу, чтобы разгрузить перед.
Камни
Рычаг сцепления от ARC при падении проворачивается вперед, а не гнется и не ломается. Это одна из последних разработок в мире офф-роуда. С помощью нескольких винтов ее можно подогнать под любой размер ладони
Они очень твердые, старайтесь их избегать. Наезд почти всегда кончается плачевно и для человека, и для байка. При езде по каменистой местности будьте особенно внимательны и избегайте острых камней, способных пробить покрышки.
Песок
На песке трудно реализовать потенциал мотора, так что относитесь к нему с уважением. Постарайтесь избегать глубокого песка, в нем легко застрять и перегреть двигатель.
Снег
Глядя на ровную снежную поверхность, так и хочется прохватить, но будьте осторожны, снег может скрывать камни, корни и ветви деревьев, бревна и прочие препятствия. Под ним может быть слой льда. В снегу трудно тормозить, разгоняться и поворачивать, особенно если его глубина превышает 25 см.
Деревья
Пробираться через поваленные деревья непросто, но очень увлекательно. На снимке восьмикратный чемпион страны по эндуро Дик Бюрлсон штурмует канадский лес
При катании по лесу, главное не врезаться в дерево. Помните, что они не умеют уворачиваться.
Корни деревьев
Очень серьезное препятствие. Корни часто прячутся от глаз, что делает их особенно коварными. При катании в лесу будьте предельно осторожны, неожиданный наезд на корень может привести к потере контроля над мотоциклом.
Подъемы
Сами по себе не опасны, главное – не расслабляться. Например, вы поднимаетесь по песку, сильно газуете, заднее колесо буксует. Но тут песок сменяется каменистым грунтом, сцепление мгновенно увеличивается. Сами понимаете, к чему это может привести.
Лианы
Любимое занятие лиан – сбрасывать мотоциклистов на землю. Лианы трудно заметить, потому что они растут в тенистых местах
Они встречаются в некоторых районах страны. Некоторые из них легко рвутся, но попадаются и экземпляры, прочные как стальной трос. Они способны сбросить вас на землю, так что будьте с ними поосторожнее.
Броды
Для переправы подыщите самое мелкое и узкое место реки. Возьмите себе за правило не переправляться через реку, не изучив дно, или не увидев, как это делает кто-то другой. Вода опасна для мотоцикла, особенно если она попадет во впускной тракт.
Ветер
Он затрудняет управление, сильные порывы могут переставить мотоцикл. Снизьте скорость, чтобы не рисковать понапрасну.
Майк Лафферти – Чтобы рукоятки поменьше загрязнялись, установите защиту рук. Руки останутся чистыми, а поездка будет более приятной.
Рики Кармайкл – Особенно важно правильно подобрать шины для скользких поверхностей. Для грязи существуют специальные покрышки, на обычных вы без толку будете мучиться.
Тай Дэвис – В грязи звезды и цепь изнашиваются очень быстро. Убедитесь перед поездкой что цепь правильно натянута. Я рекомендую использовать цепи O-ring.
Рик Соума – Следите за замком цепи. В грязи он изнашивается особенно быстро.
Стив Хатч – Следите, чтобы радиаторы не забились грязью, а то перегреете мотор.
Рик Соума – Обработайте электрику водовытесняющим спреем и пройдитесь по швам крышки зажигания силиконовым герметиком, чтобы вода не попала вовнутрь.Неплохо также поместить №застежку молнию – zip tie????№ в основание свечного колпачка.
Тай Дэвис – Если вы катаетесь по каменистой местности в сырую погоду, опасайтесь проколов шин. Дело в том, что на скользких камнях колесо часто буксует, а это увеличивает вероятность прокола. Попробуйте установить камеру потолще.
Рик Соума – Я поливаю радиаторы силиконовым спреем, чтобы грязь липла не слишком сильно.
Дик Бюрлсон – Всегда выходите на старт на чистом байке. Грязь увеличивает вес, а это влияет на управляемость. Под слоем грязи трудно заметить открутившиеся болты и прочие неисправности.
МЕСТНОСТЬ И ПОГОДА
- Никогда не превышайте комфортной и безопасной для вас скорости.
- Всегда смотрите далеко вперед, чтобы заранее заметить препятствия и признаки опасности.
- Всегда имейте достаточно времени и места для торможения, на случай если вы не смогли заранее распознать неприятные сюрпризы.
- Препятствия – это не только камни, трамплины, деревья, кактусы, броды и тому подобное. Это еще и другие мотоциклисты, автомобили, животные (и мертвые, и живые), колючая проволока, злые фермеры и вообще все, что может вам повредить.