Шлем – важная часть экипировки мотоциклиста и, согласно нашим ПДД, единственная обязательная. Можно ездить без бот, перчаток и защиты (хотя лично я не советую), но без шлема вы доедете максимум до ближайшего гаишника. Важность правильного шлема для дальнобойщика трудно переоценить, ведь в неподходящем шлеме устаешь быстрее, а значит меньше проезжаешь за день.
Сам я довольно долго ездил в Nolan, потом перешел на Shoei. Причина проста – «колодка» этих марок лучше всего соответствует форме моей головы. В связи с покупкой нового аппарата и экипировки, решил заодно и шлем поменять, чтобы, значит, «два раза не вставать».
В книге «На милю больше» Рон Эйрс в частности пишет:
«В последнее время все больше дальнобойщиков используют шлемы flip-up, в которых поднимается не только визор, но и нижняя часть шлема, прикрывающая подбородок. Не снимая шлема можно жевать, пить, курить и говорить, а также надевать и снимать очки. Это очень удобно, особенно если вы стремитесь сократить время остановок. Flip-up шлемы не так хорошо защищают при падениях, как интегральные, но гораздо лучше, чем открытые шлемы.»
А не купить ли мне флипап, он же модуляр? – подумал я и полез в интернет на поиски. Во-первых, я езжу в очках и курю (не одновременно, конечно). Во-вторых, постоянно мучаюсь на заправках – снимать интеграл или нет, а если снимать, то таскать с собой (что неудобно, особенно в туалете) или оставить на байке (а если сопрут? случаи были). Есть у такой модуляров и минусы в сравнении с обычными интегралами – больший вес, бОльшая шумность и меньшая защита.
Выяснилось, что на данный момент Shoei предлагает только одну модель такого шлема, а именно Multitec. Предыдущая модель – Syncrotec II – выпускалась до 2006 года. Вот что пишут о Мультитеке иностранные журналисты.
Плюсы.
- Механизм, фиксирующий поднимающуюся часть шлема, выполнен из металла. В результате открывается и закрывается шлем очень легко и надежно. Кроме того, такой механизм лучше пластикового держит удары. Хотя, как правильно подмечено в одном из отчетов, нужно делать сплошную металлическую вставку в подбородочной дуге, тогда защита станет еще выше. Может быть когда-нибудь кто-то из производителей и предложит такую конструкцию.
- Низкий уровень шума по сравнению с другими флипапами и даже некоторыми моделями интегралов. Это результат продуманной аэродинамики и использования грамотных уплотнителей как в визоре, так и в поднимающейся части. Тихий шлем особенно полезен в дальней дороге, меньше шума – позже устаешь.
- Прекрасное качество сборки. Ну еще бы, за такие деньги. Впрочем, одному из тестеров попался экземпляр, у которого визор цеплял пластик шлема при открывании, причина в слишком тонком пластике самого визора. Хотя этот шлем был из «нулевой» партии, все равно при покупке надо обратить на это особенное внимание.
- Красивый внешний вид. Syncrotec был более круглым, по моде начала века. Multitec сплюснутый с боков, что выглядит более современно. Шлем выпускается только в сплошной раскраске, что огорчит фанатов Suomi и Shark’а, остальные, думается, будут не в претензии. Цвета на выбор – белый, черный, матово-черный и бордовый, кроме того металлики – серебро, перламутр, антрацит и темно-синий. На американском рынке есть еще и желтый цвет. Качество покраски не оставляет желать лучшего. Ну еще бы, за такие деньги.
- Грамотная развесовка. Шлем тяжелее топового интеграла Shoei X-Spirit на 260 грамм. Это очень существенно, особенно в дальшей дороге. Но центр тяжести Multitec’а находится ниже, чем у обычных шлемов, что сильно уменьшает проблему.
- Застежка на двух D-образных кольцах со специальной клипсой, которая фиксирует хвостик ремня. У кого был Shoei, тот поймет, у кого не было, могу заверить – очень удобная система.
Минусы.
- Вентиляция оставляет желать лучшего, значительного удучшения вентиляции по сравнению с Syncrotec’ом не наблюдается. Верхние воздуховоды сделаны качественно, открываются и закрываются легко и непринужденно с помощью специального слайдера, дуют на все деньги. Производитель утверждает, что воздух выходит в задней части шлема (см. рисунок), но никаких вентиляционных отверстий там нет, так что эффективность схемы под вопросом. Воздуховоды на подбородочной дуге малоэффективны, стекло потеет. Тут хочется сказать за себя, очкарика. Очки потеют постоянно. Если на визор можно поставить второе стекло и раз и навсегда решить проблему, то на очки его не поставишь. Считаю, что никакая самая навороченная вентиляция от этой беды не спасет. Зато у Shoei есть такой специальный рычажок на визоре слева, который приподнимает стекло ровно на волосок. Это решает проблему запотевания, но, конечно, ухудшает звукоизоляцию и климат внутри шлема.
- Посадка по голове. Один тестер в вытянутой головой (у меня такая же форма) говорит, что сделано как специально на него, второй тестер с вытянутой головой говорит , что сделано на круглоголовых. Так что сверх-вдумчивая примерка обязательна. Удивительно, но Shoei утверждает, что делает шлемы разной формы для разных рынков, в зависимости от преобладающей на рынке формы головы. Неужели есть реальные различия? Никогда не замечал.
Вывод тестеров.
Multitec однозначно лучше, чем Syncrotec. Один из лучших, если не самый лучший модуляр на рынке. Несомненно стоит своих денег.
Вывод для себя.
Пойти померить, если подойдет – купить. Цвет – матовый черный.
«6.Застежка на двух D-образных кольцах со специальной клипсой, которая фиксирует хвостик ремня.» — а что тут необычного? застёжка на d-кольцах довольно распространена.
«Цвет – матовый черный.» почему именно чёрный? скучно и шлем больше греется.
petr, ничего необычного, вы правы. Не понравилась кнопка вместо привычной клипсы. Хотя в этом году купил очередной Шой, там тоже кнопка, но как-то она по-другому расположена, поэтому никакикх неудобств не доставляет.
А что чёрный матовый, так я его аэрографией раскрасил, думал легче будет художнику. А она его всё равно шкурила, так что можно было любой брать, например чёрный глянцевый как самый дешёвый вариант.