Некоторые физические аспекты использования заднего тормоза

cbs.jpgДумается, что всякий, кто пересаживался с советской мототехники на капиталистическую, делал для себя как минимум одно открытие – главный тормоз, как ни странно, передний. В этом нет ничего удивительного с точки зрения физики, ведь при торможении центр тяжести смещается вперед, загружая переднее колесо и разружая заднее. Поскольку сила трения прямо пропорциональна весу тела (именно поэтому мы всё вынимаем из шкафа, прежде чем подвинуть его), то максимальный вклад в замедление вносит именно передний тормоз.

На современных мотоциклах эффективность тормозов уже давно достигла своего физического предела, усилий двух пальцев достаточно, чтобы оторвать заднее колесо от земли в эффектном стоппи. Конструкторы теперь борются за информативность, долговечность, теплостойкость и прочие «сопутствующие» качества тормозов. Задний тормоз намеренно делают неэффективным, чтобы продвиутые байкеры могли подтормаживать им в поворотах без риска перетормозить. А обычные мотоциклисты вроде меня почти поголовно пользуются ручкой, игнорируя педаль.

Возникает вопрос – а нужен ли вообще задний тормоз в базе, может оставить его как опцию для продвинутых? Снизится цена и неподрессоренные массы, исчезнет мучительный вопрос «что я делаю не так?»

Ответ прост — задний тормоз нужен. Посмотрите на рисунок, из него ясно видно, что при торможении задним тормозом создается стабилизирующий момент, а при торможении передним тормозом момент стремится развернуть мотоцикл еще больше. Конечно, в идеальной ситуации, когда колеса стоят строго на одной линии, момент не возникает, жаль только, что в реальном мире почти никогда не возникает идеальная ситуация.

Должен со стыдом признаться, что я, пересев на японцев, вообще перестал пользоваться задним тормозом. Просто не выработал нужный автоматизм в свое время, а потом ленился потрудиться над этим. Для таких как я конструкторы придумали комбинированные тормозные системы, когда при нажатии на передний тормоз задний срабатывает тоже. А вот нажатие на педаль обрабатывается такими системами по-разному. На моем GS’е, например, педаль вообще никак не задействует передние тормоза, это нужно, чтобы иметь возможность на грунте проходить повороты в заносе. Хондовская CBS, которая ставится на многие мотоциклы компании, подключает передние тормоза только при достижении определенного усилия на педали, что дает возможность продвинутым райдерам подтормаживать в поворотах.

Комбинированные системы, как и ABS, никогда не ставятся на спортивные мотоциклы, будь то шоссейники, вроде CBR1000RR или YZF-R1, или кроссачи, вроде BMW HP2, изображенного на рисунке. Подразумевается, что люди, покупающие такую технику, умеют тормозить. А вот мотоциклы «для этой жизни» все чаще и чаще обрастают разными вспомогательными системами, облегчающими жизнь таким как я. Так что при покупке следующего аппарата подумайте, готовы ли вы в каждой поездке быть крутым профи. Если нет — выбирайте модель с комбинированными тормозами и ABS.

Некоторые физические аспекты использования заднего тормоза: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *