— Русские – те же норвержцы. Мы очень похожи, я тебе серьезно говорю.
— А я и не спорю. А знаешь почему? У нас в России, как и у вас в Норвегии, люди всегда серьезно к жизни относились. Климат и земля ошибок не прощают. Облажался – и до весны не дожил. И вся семья умерла.
— Да, это точно, — пожилой бородатый норвежец, поразительно похожий на викинга из книжных иллюстраций, покачал головой и, отсалютовав мне стаканом, отхлебнул в очередной раз. Я сделал то же самое. Пьяны мы оба были основательно. Да и как не напиться в таком месте – теплый тихий вечер, белый шезлонг на ухоженном газоне, гладь то ли еще реки, то ли уже фьорда, а за ней – отвесная стена скалы на полнеба. И белый катер у причала.
А познакомились мы с ним парой часов раньше, когда парковали мотоциклы у гостиницы в Mosjoen. Он путешествовал с женой на видавшем виды K1200GT со смешными кофрами. Перебросились парой слов о погоде и маршруте («Из Москвы? Через Нордкап? Далеко вы забрались!») и вот поди ж ты, сидим заполночь и болтаем о геополитике, смысле жизни, климате и истории. Как старые знакомые на московской кухне.
Если бы меня попросили описать Норвегию тремя словами, я бы сказал «длинная, извилистая и красивая». Страна на карте похожа на Чили, точно так же тянется узкой полосой вдоль побережья. В самом широком месте всего 420 километров, зато если вбить гвоздик в самую южную точку и повернуть страну на 180 градусов, то самая северная точка окажется в Неаполе. Длина береговой линии, изрезанной фьордами составляет 56 000 км, для сравнения – экватор всего 40 000 км. Треть страны лежит за Полярным кругом, но на побережье относительно тепло даже зимой — все порты незамерзающие из-за Гольфстрима. (Кстати, поэтому их немцы использовали во время войны для своих ВМС и поэтому все они были закатаны в асфальт авиацией союзников.) Земель, пригодных для сельского хозяйства всего 3,5%, поэтому основа национальной кухни – речная и морская рыба.
На гербе страны изображен лев с топором, но, мне кажется, уместнее там смотрелся бы знак 1.12.1 «Извилистая дорога». Прямых дорог крайне мало, причина опять-таки фьорды. Об уровне извилистости можно судить хотя бы так – например, навигатор работает в масштабе 20 км, на экране уже видна точка назначения, получается что до нее должно быть километров 40. Навигатор же говорит, что 95. Бывает, едешь-едешь, и через 100 км оказываешься в 10 км от точки старта, только на другом берегу фьорда. Или долго взбираешься по серпантину на 1500 м, потом пересекаешь узкое плато и долго спускаешься на уровень моря к соседнему фьорду. Как будто через стенку перелез. В итоге получается, что там, где вороне пришлось бы лететь километров 40, ты проехал все 250.
Кто-то скажет – мечта мотоциклиста, страна серпантинов! Скажет – и попадем пальцем в небо. Погонять по серпантинам не получится – во-первых, много закрытых поворотов, а во-вторых, дороги сильно загружены туристами. Причем все соблюдают скоростной режим, поскольку полиция наказывает безжалостно – превышение на 20 км/ч ведет к штрафу в 3000 крон (1 крона=5 рублей), большее превышение – отъем прав и заключение. Поэтому при планировании путешествия принимайте среднюю скорость 70 км/ч, быстрее не получится.
Рельеф местности приводит к обилию паромов и туннелей. До недавнего времени самым длинным сухопутным туннелем в мире считался норвежский Laerdal (24,5 км), совсем недавно его японцы переплюнули.
Да и остальные впечатляют, 9-12-17 километров – не редкость. Причем они не вентилируются, то есть там внутри температура как в погребе, градусов 10-12. Едешь весь такой разгоряченный под палящим солнцем, влетаешь в туннель и упираешься в автобус, ползущий 60 км/ч. Дрожа всем, телом вспоминаешь табличку перед тоннелем «12 км» и понимаешь, что следующие 12 минут придется стучать зубами. Стены у тоннелей необработанные, то есть просто погрызенные камни – и всё, лампы светят тускло, с потолка что-то капает, зубы стучат – в общем, подземелья Мории да и только. А в одном месте погрузка на паром начинается прямо в туннеле, причем паром приплывает ко входу в другой туннель, очень забавная переправа. Правда Laerdal вентилируется, так что в нем не холодно. Кроме того, он разделен на четыре равные части тремя пещерами, в которых можно останавливаться, и которые подсвечены синими или зелеными огнями.
Теперь о красоте. Я, вообще-то, урбанистический человек, для меня земля без асфальта – не земля, но там даже я проникся. Как правильно сказал easyman05 «На 3-4 день кажется, что уже всё, больше нечему удивляться или ничего нового уже не увидишь — но не тут то было…»
Причем фотографии не передают ничего абсолютно. И дело не в том, что я плохой фотограф и снимаю на мыльницу – даже профессионально снятые открытки выглядят хуже реальности. Обычно, как вы знаете, бывает наоборот. Богатейшие ландшафты и невероятно разнообразная природа не дают заскучать даже на длинном перегоне. Широтная зональность накладывается на высотную, поэтому обычную среднерусскую природу с березками и липами на уровне моря довольно скоро сменяют хвойные леса, потом лесотундра, потом просто тундра, а всего на 1500 м, где в обычных горах даже альпийские луга еще не начинаются, в Норвегии уже просто Марс – камни, солнце и лед.
А потом спуск, и природа раскручивается в обратном направлении. И все это в пределах сотни-другой километров. Множество рек, каждая – с водопадами, через водопады прыгает лосось (сам видел, удивительное зрелище).
Страна вообще помешана на рыбалке, ловят все и везде. Ну и фьорды, конечно. Никакого берега у них обычно нет, море налито как в чашку. Скалы так же вертикально уходят под воду, поэтому глубина такая, что заходят морские круизные лайнеры. В общем, скажу так – готовясь к поездке прочел много восторженных статей и увидел много красивых снимков, но реальность превзошла все самые смелые ожидания.
Немного о собственно поездке (Google не рисует дорогу от Москвы до Питера и от Бреста до Москвы, поэтому маршрут на карте не замкнут). Основной задачей было посещение Нордкапа, самой северной точки Европы. Находится он на острове, на который ведет туннель под Баренцевым морем длиной 7 км. Нордкап место культовое, туристов там в разы больше чем на Кабо да Рока. Я думал, что на мотоцикле буду самым крутым посетителем, но оказавшись там поначалу подумал, что самые крутые добираются туда на велосипедах, причем их очень много. Увидев же человека, которых штурмовал Нордкап на лигераде, передал ему виртуальное знамя «За крутость». Но буквально через пару километров обнаружился реальный победитель, который шел туда пешком, таща на спине рюкзак, замотанный в полиэтилен. Погода в самой северной точке ожиданий не обманула, 6-8 градусов выше нуля, сильный ветер и дождь. Вернее, даже не дождь, а какая-то взвесь в воздухе, капли крупнее тумана, но мельче дождя, и в безветренном месте просто висят в воздухе. Знающие люди говорят, что аналогичное явление бывает на Камчатке.
Целями второго уровня были назначены Laerdal, мост Мальмо (тоже когда-то самый длинный в мире, сейчас его уже китайцы обогнали) и объезд Балтийского моря по кругу (давно спланированный проект Nordschleiffe).
Это было мое второе неодиночное путешествие, причем в той же компании что и 3 года назад. Хотя я не люблю ездить в группе, тут не переставал радоваться наличию попутчиков. Во-первых, Рома, как профессиональный путешественник, прекрасно подготовил поездку, включив в маршрут все главные норвежские достопримечательности. Во-вторых, очень приятно иметь возможность прямо на месте разделить восторг от увиденного в формате «а-а-а-а-а, ты видел?!» — «да-а-а-а-а, зекинско!». В-третьих, Ромина супруга Алла прекрасно снимает, так что о картинках на память можно не беспокоиться. А самое главное, они прекрасные люди, с которыми приятно проводить время.
Мотоцикл специально не готовил, только резину поменял на свежую, предыдущую, сносившуюся процентов на 50, спрятал в гараж. Все вещи поместились в боковые кофры. Поскольку мы планировали останавливаться в кемпингах, взял с собой бивуачное снаряжение, которое сложил в гермомешок и затянул туратековскими ремнями. Вопреки опасениям, мешок в дороге не протерся и никаких проблем не доставил. Наоборот, служил этакой спинкой сиденья, на длинных перегонах оказалось очень удобным опираться на него поясницей.
Неопрятный шмурдяк под пауком несет в себе свитер и дождевик. Дело в том, что если начинается дождь или холодает, а я знаю, что за дождевиком или свитером придется лезть куда-то далеко, я оттягиваю этот момент, пока совсем не промокну или не замерзну. А если все под рукой, то сразу останавливаюсь и одеваюсь. В общем, это моя персональная особенность, и хотя багаж выглядит не очень аккуратно, мне так удобнее.
Норвегия страна дорогая. Самый дешевый норвежский отель стоил 715 крон, то есть примерно 100 евро, притом что в Европе аналогичный номер обошелся бы не дороже пятидесяти, так что палатку лучше везти с собой. Пачка обычных Мальборо-лайтс 80 крон (да-да, 400 рублей), так что курево тоже лучше везти с собой. В общем, планируйте бюджет с коэффициентом 1,5, а то и 2 по сравнению с аналогичной европейской поездкой.
Весь маршрут я прошел за 12 дней о чем не перестаю жалеть. Дело в том, что я поменял работу, выходить на новое место нужно было без опозданий, так что всего у меня было ровно 14 дней. На обратный путь заложил один лишний день на непонятки с паромом в Росток и один день на спину, которая начинала перекрючиваться. Но и с паромом все оказалось понятным, и спина сжалилась надо мной, так что домой приехал на два дня раньше срока. Рома с Аллой прокатались 18 дней, не перестаю им по-хорошему завидовать. Чувствую, что в Норвегию, как и в Италию, буду возвращаться снова и снова.
Отличный отчет! Если опять туда поеду, то только на мотоцикле. :)
Серёг, класс. очень красиво действительно. Хочу туда.. даже не на байке. а просто с фотоаппаратом… Класс!!!
Саш, ты с твоей техникой и навыками там развернешься по полной. Тем более, что ехать туда можно на пароме из финки, а в самой стране на крайний север не забираться. Тогда за две недели можно все основные достопримечтальности увидеть и сфотографировать.
Да, там классно. Я даже на ёбрике до нордкапа смотался.
Павел! Ну что так кратко! Интересно же, как на нём можно дальнобоить. Сколько грузили и как груз крепили? Какое обрудовние ставили (ветровик, подогрев ручек, кофры, навигация)? Сидушка штатная? Ваш рост и вес? Какая средняя и крейсерская? Каким маршрутом шли, протяжённость, сколько дней? Не стесняйтсь, поделитесь опытом! Если хотите, напишите отчёт с фотографиями, я размещу в блоге.