BMW R32

bmw-r32-1923.jpgДавайте-ка я попробую облегчить вам нестерпимое уже ожидание сезона и расскажу про самый первый мотоцикл BMW, который выпускался с 1923 по 1926 год и носил имя R32.

Началось всё 7 марта 1916 года, когда объединились две мюнхенские фирмы. Первая называлась Rapp Motorenwerke GmbH, производила авиационные двигатели, и основал её Карл Рапп в 1913 году. Вторая называлась Gustav Otto Flugzenmaschinenfabrik, производила самолёты, и основал ее в 1911 году, как нетрудно догадаться, Густав Отто (кстати говоря, сын Николаса Отто, придумавшего четырехтактный двигатель внутреннего сгорания). Новая компания получила имя BFW — Bayerische Flugzeugwerke, то есть Баварские самолётные заводы. Завод ее располагался рядом с Мюнхенским аэродромом, там же сейчас находится главный бмвешный завод. Через год, в 1917, имя сменили на Bayerisch Motoren Werke, или, сокращенно, BMW.

max_friz.jpgРапп привёл с собой Макса Фрица (Max Friz), талантливого двигателиста. Фанаты четырехколесных BMW знают, что визитной карточкой автомобильного подразделения является рядная атмосферная шестёрка, только ей и может быть оснащен аутентичный бумер. Именно такую, причем с распредвалом в головке (OHC), построил во время войны Макс Фриц, она была закуплена для Люфтваффе, и именно она стояла на самолёте Манфреда фон Рихтхофена, легендарного Красного Барона.

Как известно, Первая мировая война закончилась Версальским договором, который прижал проигравшую Германию по полной программе. Помимо прочего, немцам запрещалось иметь и разрабатывать современные вооружения, включая боевую авиацию. Макс Фриц решил иначе. Несмотря на запреты, он создал двигатель, с помощью которого в 1919 году был установлен мировой рекорд высоты — 9754 метра (в футах число красивее — 32 000).

[ Рискуя наскучить мотоциклистам, дам ссылку на авиационный двигатель, который я видел в музее BMW. Двадцать семь целых и семь десятых литра технического совершенства! Я никогда раньше не видел такие моторы, он меня просто заворожил, рассматривал его битый час. Надеюсь, этот экспонат не убрали в запасники после переезда музея в новое здание. ]

Макс Фриц проработал на BMW до 1945 года. Если учесть, что во время войны двигатели BMW ставились на Хенкели и Мессершмиты, то можно предположить, что обходной лист при выходе на пенсию ему подписывал американский комендант Мюнхена (город был занят армией США).

Но вернемся в 20-е годы. После войны компания выпускала двигатели для народного хозяйства, то есть для всяких сеялок, веялок и катеров. В рамках этой деятельности был налажен выпуск Bayern-Kleinmotor, он же M2B15. «M» означает мотор, «2» — число цилиндров, «B» — boxer, то есть оппозитный, а что такое 15 мне выяснить не удалось. Подразумевалось, что этот шестисильный моторчик о 494 кубиках станет широко использоваться в промышленности, но почему-то он особенно приглянулся мотостроителям. Множество фирм использовали его в своих конструкциях, среди них была Bayerisch Flugzeug, выпускавшая чахоточный двухтактный Flink и Helios с тем самым M2B15, расположенным по схеме Дугласа, то есть цилиндры стояли вдоль оси мотоцикла, а коленвал крутился поперек. Так получилось, что в 1922 году БМВ поглотило Bayerisch Flugzeug вместе со всеми наработками.

Helios был не очень удачной моделью, продавался плохо и руководство попросила Макса Фрица усовершенствовать модель. Конструктор расценил предложение как оскорбительное (чахотки поллитровые после самолётных монстров), пришлось уговаривать. Наконец, он сменил гнев на милость, попросил доставить образец для изучения и дать неделю на размышление. Однако уже через пару дней он вышел с предложением утопить аппарат в ближайшей речке, потому что проще построить новый, чем усовершенствовать этот. — Валяй! — сказало руководство. — Так и быть, — сказал герр Фриц и работа закипела. В скором времени с его кульмана сошло устройство, которое с изменениями выпускается до сих пор — мотоцикл серии R.

r32-drawing.jpg

engine_r32.jpgИтак, оппозитный двигатель (он же боксер), был развернут поперёк, такое решение улучшило охлаждение и полностью сняло проблему перегрева заднего цилиндра, присущую схеме Дугласа. Коленвал крутился вдоль мотоцикла, и карданная передача подошла ему идеально (первый мотоцикл БМВ не с карданом — F650 — появился только в 1993 году). Помимо надежности и простоты обслуживания, присущей кардану, сильно облегчалось снятие заднего колеса, немаловажное преимущество для времён, когда проколы были самым обычным делом. Между мотором и карданом размещалась прикрученная к двигателю коробка передач с однодисковым сцеплением автомобильного типа. Всё это присуще любому мотоциклу серии R, даже тем, которые сошли с конвейера сегодня.

Мотоцикл получил название R32, где «R» означает Rad, сокращение от Motorrad, то есть мотоцикл. Что значит 32 мне также не удалось выяснить.

Двигатель M2B32 имел объемом 486 куб. см (494 с 1925 г.) и степень сжатия 5:1. Система зажигания состояла из магнето с управлением на руле и свечей Bosch. Трехступенчатая коробка передач управлялась рычагом справа от бензобака — обычное решение для того времени. Главных передач было две 1:4,4 для одиночек и 1:5,36 для мотоциклов с коляской. Единственный карбюратор, тоже разработанный БМВ, помещался сверху и обеспечивал цилиндры смесью воздуха и бензина. Развивал мотор 8,5 лошадиных сил при 3300 оборотах и мог поместиться в современную сумку на бак. Тем не менее, он разгонял 120-килограммовый мотоцикл почти до 100 км/ч.

Передний тормоз поначалу отсутствовал (появился он только в 1924), задний представлял собой вспомогательный обод, прикрученный к колесу, к которому при нажатии на педаль прижимались две колодки.

Велосипедные колеса дюймовых размеров 26х2,5 спереди и 26х3 сзади обувались в шины Metzeler. Вот вам и начало еще одной традиции — до сих пор двухколёсные бумеры сходят с конвейера на шинах этой марки.

За три года выпуска было сделано 3100 аппаратов. Существовала гоночная модификация R37, выпущенная в 1925 году. Двигатель развивал целых 16 л.с. при 4000 оборотах, но скорость выросла незначительно, всего до 115 км/ч. Всего R37-х было выпущено 175 экземпляров, причем 10 из них сильно отличались от остальных, поскольку предназначались для заводской гоночной команды.

В 1926 году Шляйхер (Rudolf Schleicher), выступая на R37, открыл счёт побед БМВ на международных соревнованиях. Он выиграл гонку International Six Days Trial в Уэльсе — шесть дней гонщики валили на все деньги по шотландским проселкам. Кстати, Рудольф не был профессиональным гонщиком, он работал в БМВ главным инженером-испытателем и время, затраченное на участие гонки, было вычтено из его ежегодного отпуска.

Вот, собственно, и всё, что я хотел рассказать о первом мотоцикле БМВ, пра-пра-пра-дедушке моего ГСа. Добавлю лишь, что первый автомобиль компания выпустила только в 1927 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *