К истоку Волги

istok_volgi_1.jpgТак получилось, что значительная часть моей жизни связана с Волгой. Бабушка у меня из Волгограда, жена из Самары, срочную я служил в Костроме. Огромное количество друзей и подруг родились на Волге — от Твери до Астрахани. Сам родился и вырос на севере Подмосковья, на берегу реки Яхрома, которая впадает в Сестру, та в Дубну, а она уже в Волгу. Когда подрос, отец купил байдарку, и мы стали каждое лето ходить в долгие походы. Доходили и до Калязина, и до Углича. Сейчас старый стал, грести лень, приходится на мотоцикле путешествовать.

В прошедшее воскресенье решил наконец побывать у истока Волги, который находится в селе Волговерховье, Осташковского района Тверской губернии. Проснулся, выпил чашку кофе, сел и поехал.

Туда ехал через Тверь и Торжок. Дорога до Осташкова вполне приличная, для ГСа так вообще автобан. Дорожники Торжка порадовали творческим подходом к лежачим полицейским, они там сделаны из металла и имеют треугольное сечение — будьте осторожны, особенно в дождь. Окружной дороги нет, но заблудиться в городе трудно — просто следуйте всё время по главной, пока не доедете до кругового движения, а там уже висит указатель на Осташков.

В Осташкове тоже нужно доехать до кругового движения и повернуть там налево, то есть на последнюю по счёту улицу. Следуя по ней до конца вы приедете к автовокзалу, но вам туда не надо, а надо вам повернуть направо ровно на последнем перед вокзалом перекрестке. Потом вы следуете до Т-образного перекрестка, по дороге преодолевая творчество уже осташковских дорожников — лежачий полицейский таких циклопических размеров, что сразу вспомнилась юность и досаафовское упражнение «эстакада». На перекрестке налево под горку и вот он — выход из города на трассу Р-89. Тут заправьтесь, ибо впереди у вас примерно 70 км до Волговерховья и столько же обратно, а заправок там нет.

Р-89 дорога пунктирная, приличный асфальт внезапно сменяется разбитыми участками, поэтому по сторонам не зевайте и максималку не проверяйте. В селе с нежным названием Свапуща сворачивайте налево — впереди у вас 20 км грейдера до Волговерховья. Он вполне приличный, уверен, что в хорошую погоду его можно пройти на любой технике. В «мой» день шли кратковременные дожди, но покрытие не раскисло, держало даже дорожную резину моего ГСа. А вот в случае затяжных многодневный дождей ситуация, как мне кажется, может измениться, учитывайте погоду при планировании маршрута.

Ещё одна засада Р-89 — коровы. Небольшие отряды ухоженных бурёнок время от времени пересекают шоссе, не всегда в положенных местах. Попался такой отряд и мне. Человек я урбанистический, животные крупнее хомяка вызывают у меня чувство тревоги. А тут пустынное шоссе, никого вокруг, две огромные рогатые коровы стоят на асфальте и смотрят на меня, а их товарки сидят в кювете, как в окопе, и только рога и глаза торчат над обочиной, как над бруствером. «Пропускают или подстерегают?» — мучительно думал я и даже пытался покричать на животных, но голос предательски пресёкся. Наконец, авангарду надоело меня разглядывать, они полезли в противоположный кювет, я же дал по газам и умчался оттуда.

istok_volgi_2.jpg

На грейдере вы проедете по второму мосту через Волгу. По табличкам видно, что он не длинный, так ведь и река там совсем маленькая, силу она потом наберёт.

istok_volgi_3.jpg

Маленькая, а всё равно красивая.

istok_volgi_4.jpg

В Волговерховье въехать нельзя, придется парковаться на въезде и топать пешком. Идти совсем недалеко, село крошечное, буквально несколько дворов. Назвать бы его деревней, но там есть даже не храм, а целый монастырь. Обитель с Божьей помощью восстанавливается, но сестрам приходится нелегко, так что любая помощь будет кстати.

istok_volgi_5.jpg

В деревне находится секретный центр по подготовке тех самых боевых коров. Этот кадет, завидев меня, зарычал по-собачьи (честное слово! – сам удивился) и принялся с нечеловеческой жестокостью пинать ведро.

istok_volgi_6.jpg

Откуда в таком неказистом доме спутниковая тарелка? — прекрасная тема для размышлений на обратном пути.

istok_volgi_7.jpg

А вот, собственно, и цель путешествия — начало великой русской реки.

istok_volgi_8.jpg

А это первый метры из 3530 километров Волги. Дерево на среднем плане завалено бобрами. Сразу за ним виден самый первый мост через реку.

istok_volgi_9.jpg

А с пригорка глядит на исток Волги святитель Николай, епископ Мир Ликийских. О значении этого святого для Русской Церкви говорит тот факт, что он чествуется на богослужениях не только в дни его особого поминовения, но и каждый четверг. В древности представители неправославных народов даже считали его русским богом — такие почести оказывали ему наши предки. Святой Никола Угодник (как называла его моя бабушка, та, что из Волгограда) строгий, но очень добрый, помогает всем, кто обращается к нему с молитвой, даже иноверцам. Особенно же он помогает путешествующим. Знаю, что и двухколёсных путников не оставляет без своего заступничества.

Но долго ли, коротко ли, а отправился я в обратный путь. Проехав Осташков в обратном направлении, повернул на Селижарово и Ржев — зачем ехать по той же дороге, если есть ещё одна. Заблудиться там негде, Селижарово просто рассечено трассой пополам, во Ржеве на все поворотах висят указатели на Москву.

Уже совсем вечером выехал на М9. В Московской области она называется Новорижским шоссе и имеет практически автобанное качество — кто из нас не ездил туда по ночам проверять максималку механизмов. А в Тверской области дорога просто в плачевном состоянии — узкая двухполоска без обочины, но зато с чудовищной колейностью и удивительными неровностями. Я всякие ухабы повидал, но ни одни не достают сильнее, чем эти – ощущение, что их специально проектировали. Отдохнуть от них можно только на обгонах, потому что ухабы профилированы гребнями навстречу движения. В районе Ржева идет ремонт, новый асфальт кладут прямо поверх старого, я не очень разбираюсь в дорожном строительстве, но что-то мне подсказывает, что это не оптимальная технология. К счастью, довольно скоро начинается Московская область и всё становится совсем хорошо.

Весь маршрут составил 896 километров, прошёл я его за 12 часов, средняя скорость в движении 91 км/ч, общая средняя 75 км/ч, максималка 172 км/ч. С погодой повезло не очень, несколько раз настигали грозы, впрочем они быстро кончались, так что особенно жаловаться не приходится. А в остальном просто прекрасно прокатился, чего и всем желаю.

К истоку Волги: 8 комментариев

  1. А мы Волгу пересекали уже Татарстане… ух как она широка… по ощущениям не меньше Днепра в Киеве…. Восток Россиии супер. Мы сейчас съездили до Златоуста через Екатеринбург, а обратно через Уфу….. Гналя как черт, но все равно оно того стоило…. Но самое важное было посещение нац. парка Таганайский…. Самый на идревнейший….

  2. Молодцом, по хорошему завидую. Бог даст, через недельку тоже рвану на Восток, причём примерно в те же места. А где этот Таганайский, на северном Урале?

  3. http://www.zlatoust.ru/a/taganay/
    «Севернее Златоуста расположена «горная страна» — хребты Таганай, Ицыл, Юрма. Это поистине одно из живописнейших мест Южного Урала — царство скалистых вершин, тундры и тайги, каменных рек и горных ручьев»

  4. Родом я из Осташкова, дом у родителей прям около циклопического полицейского=), его как соорудили еще пол года спать не мог, вечные оттормаживания с визгом и грохот подвески. Помимо Истока волги, можно еще заехать в Нилову Пустынь и святой источник в Селижарово. Места красивые, есть на что посмотреть. Сам скоро поеду домой за мотиком и обязательно прокачусь по родным просторам. В случаи проблем есть за тех поддержкой можно обратиться к

  5. Criptonit, походил по ссылкам — слушайте, у вас там прямо таки бурная и насыщенная мотожизнь. Прекрасные русские ребята, прямо любо-дорого посмотреть.

    Не возражаете, если я повешу ссылку на клуб на первую страницу? А то о Шатуне все знают, а о ваших мероприятиях и ралли, подозреваю, известно меньше. Хочу внести посильный вклад в пропаганду.

    (А кто этот человек с сердцем лётчика, отправившийся в лес на бандите с дорожной резиной? Он вернулся с маршрута?)

  6. Да жизнь у нас кипит))) по поводу пропоганды лучше задать вопросы на форуме, но я думаю там не будут против. Вот непосредственно ссылка на сайт именно клуба в Осташкове http://vmcost.ru/

    В силу обстоятельств на том пробеге меня небыло. Но был в 2007г, Ездил в паре с Ильей, получилось что мы были в роли дорожной скорой помощи: то колесо заменить, то мотоцикл завести. В беде никого не оставили, домой приехали все=).

  7. Frank, от бесплатной рекламы ещё ни кто не отказывался )))
    так что размещай, будем только рады.
    тот человек на бандосе на Viking rally 2010 из леса вернулся, да ещё и 3е место занял, он гений в ориентирование, его зовут весёлый молочник, щас гоняет на КТМ680

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *